Почему можно сказать «двое мальчиков», но нельзя «двое девочек»?

Двойка — символ полярности, противоположности, разделения единства на мужское и женское начала (ян и инь), число два является также символом сексуальности. Два воплощает двойственность божественной власти: созидательность и разрушение (Шива). Два — это амбивалентность, дуализм, символизируемые андрогином (который сочетает в себе мужские и женские признаки) или животным, например, улиткой, имеющей и мужской и женский половые органы.

Динамичное и подвижное, присутствующее в снах, по мнению Л. Пакета,— это число разъединения, разделения, разложения, содержащее в себе «фермент» разлуки. Двойка — первое число, происходящее из единства, поэтому она символизирует также грех, отклоняющийся от первоначального блага, и тем самым указывает на преходящее и подверженное порче. Пара животных, даже разных видов, — но с одинаковым символическим значением, например, два льва или лев и бык (оба — солнечные), означает двойную силу. В алхимии двойка — это противоположности, Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть, — которые сначала антагонистичные, но в конечном счете растворяющиеся и объединяющиеся в андрогине. В буддизме двойка — это двойственность сансары, мужское и женское, теория и практика, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему.

Употреби числительные "два" "двое" с существительными:

В Китае двойка – это инь, женское, земное, неблагоприятно начало. Христос имеет две природы: Бога и человека. В еврейской традиции — жизненная сила; в Каббале — мудрость и самосознание; в индуизме — двойственность, шакта-шакти; в исламе — дух. Платон говорит, что двойка — это цифра без значения, поскольку подразумевает отношение, которое вводит третий фактор. По Пифагору диада — разделенное земное существо. В Даосизме — куа, две детерминанты, инь-ян; двойка — слабое иньское число, ибо не имеет центра.

Священные числа часто служат основой разнообразных амулетов и талисманов. Для того, чтобы представлять себе назначение того или иного числового амулета, следует знать, какая именно магическая система лежит в основе его рисунка: египетская, вавилонская, греческая и т. п. Возможно, вы найдете ответ на интересующий вас вопрос в перечне наиболее распространенных магических функций того или иного числа в культуре разных народов. Число 2 — превосходный символ всех противоположностей, прежде всего, мужского и женского начал, добра и зла, духа и материи. Однако наряду с этим многие древние цивилизации считали 2 сильным охранным знаком (египтяне, например, использовали в качестве защиты от злых духов амулеты в форме двух пальцев). В астрологии число 2 соотносится с Луной. Двойка — знак антагонистичных противоположностей (Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть) в конечном счёте, растворяющихся и объединяющихся в андрогине. (Это единство, возникающее после смерти (nigredo) как родящий камень (petris genetrix) с совершенством гермафродита.)

Характерно соотношение 1 и 2, реконструируемое по данным ведийской традиции. Число 2 в ней выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с одной стороны, и как символ соответствия или гомологичности противопоставляемых членов — с другой. В силу этих качеств 2 есть первичная монада, защищающая человека от небытия и соответствующая творению — небу и Земле, рождённым в одном гнезде. Как таковое два противостоит трансцендентному одному, единому (вед. eka-), размышление над которым дало начало особой стадии в развитии спекулятивно-космологического умозрения. Сказанное о семантике 1 и 2 объясняет, почему в ряде культурных традиций 1 и 2 (или иногда только 1) не рассматриваются как числа (соответствующие слова нередко оформляются иначе, нежели другие числительные).

Двойственность и последующая множественность есть не что иное, как "оптическая иллюзия" при взгляде на одну и ту же Единицу, и поэтому при происхождении чисел осуществляется деление не самой Единицы, но её образа, и в конечном счете, её призрака, её химеры. Поэтому 2 метафизически не равно 1+1, а равно тому же реальному 1 (одному) + его отрицанию, фиктивно полагающему еще что-то там, где нет ничего. Поэтому 2 рассматривается в Традиции как число негативное, и в книге Бытия, и в Библии, на Второй День Творения сакральная фраза "И увидел Бог, что это хорошо" опущена. В Библии вообще всякий сюжет, связанный с удвоением, — творение Евы (создание перво-пары людей), два первых сына Адама и Евы, Каин и Авель и т. д. — обязательно сопровождается негативными событиями — грехопадением, первым в сакральной истории убийством и т. д. Это негативное отношение к числу 2 наличествует и во всех остальных традициях, что метафизически вполне понятно." О негативном отношении пифагорейцев к четным числам и двоичности существует немало свидетельств. Об этом пишет Блаватская:

"Нечётные числа божественны, чётные числа являются земными, дьявольскими и несчастливыми. Пифагорейцы ненавидели Двойку. У них она являлась началом дифференциации, следовательно противоположений, дисгармонии или материи, началом зла. В Теогонии Валентина Bythos и Sige (Глубь, Хаос, Материя, рожденная в Молчании) означали предвечную Двоячность. Однако, у ранних пифагорейцев Диада была тем несовершенным состоянием, в которое впало первое проявленное существо, когда оно отделилось от Монады. Это было той точкой, из которой раздвоились два пути — добра и зла. Всё, что было двулично или ложно, называлось ими «Двоячностью». Лишь Одно было хорошо и являло гармонию, ибо никакая дисгармония не может произойти от одного, единого".

Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом невежества (следствие разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации — невежеству), и символом единой мудрости (которая рождается из преодоления двойственной природы невежества). Пифагорейцы, не любившие двойку за вносимое в мир начало разделения, дали ей по словам Мэнли Холла следующие символические наименования: "Дух, зло, мрак, неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость, смелость, спор, материя, несходство, разделение между множественностью и монадой, дефект, бесформенность, неопределенность, гармония, терпимость, корень, подножие горы, источник идей, мнение, ошибка, изменяемость, робость, импульс, смерть, движение, порождение, разделение, долгота, прирост, сложение, союз, несчастье, внушительность, женитьба, душа и наука".

К примерам проявления числа два относятся все дуалистические модели мира, встречающиеся в самых разнообразных традициях — гностицизме, манихействе, китайской натурфилософии с её разделением года на две половины — Ян и Инь, двойственные силы в алхимии, правая и левая колонна в каббалистическом Древе Сефирот, Король и Королева в Алхимии. Агни Йога говорит о двойственности как космическом принципе бытия, связанном с действием Божественной Иллюзии и о двойственности природы человека, тормозящей обретение эволюционного единства.

В земном трехмерном мире большинство существ живет парами, чтобы производить потомство. В человеческом организме некоторые наиболее важные органы также имеются в двойном числе — глаза, уши, легкие, почки, яичники и семенники, конечности и молочные железы. При нарушении функций одного органа или его отсутствии здоровый замещает его, беря на себя двойную нагрузку. Наш мозг также имеет два полушария, а сердечная мышца — две камеры.

И. А. Седакова. Семантика и символика второго у болгар:

Число два считается опасным, дьявольским, ассоциируется со смертью, но может иметь и положительное значение единения, удвоения блага. Два одинаковых предмета, двойные или сдвоенные предметы могли принести несчастье и смерть. Верили, что если курица в один день снесет два яйца, то это сулит смерть одного из членов семьи; ожидали смерти и при появлении яйца с двумя желтками. Опасно появление на небе одновременно солнца и луны: в это время нельзя сеять (погибнет урожай). Запрещалось вносить второй источник света в дом.

Запрещалось двум лицам одновременно совершать одно и то же действие: пить воду, вставать из-за стола, разжигать огонь, вытирать руки одним полотенцем. Плохой знак — встреча двух лиц, тождественных по социальному или иному положению, напр., двух сватов, невест, беременных женщин или в один день разрешившихся от бремени. При встрече двух свадебных процессий ни одна из них не хотела уступить другой дорогу, и между ними нередко затевалась драка.

Тот же смысл имеет запрет дважды совершать какое-либо действие. Исполнение магических ритуалов не поручалось женщинам, бывших замужем дважды. Нельзя дважды задавать вопрос. В ряде случаев повторение какого-либо действия применялось как способ нейтрализации его нежелательных последствий. Напр., по сербским верованиям, нельзя переступать через ребенка (перестанет расти); если же это случилось, необходимо переступить еще раз. Верили, что чёрта можно сразить только одним ударом: если же ударить дважды, он оживет и даже удвоится (мотив чёрта с два ).

Отрицательное отношение к подобным действиям, лицам и ситуациям объясняется страхом перед всяким удвоением, трактуемым в свете кардинальной оппозиции земного и загробного мира как опасная неопределенность, существование одновременно в обоих мирах, непризнание границы, разделяющей эти миры и гарантирующей их устойчивость. С этим связана и "потусторонняя" символика зеркала, трактовка отражения в воде и т.д. К этому же кругу представлений относится и восприятие беременной женщины как опасной из-за присутствия в ней двух душ.

Раздвоенные предметы принадлежат миру нечистой силы; они опасны, но одновременно служат магическим орудием против злых сил: при опахивании пользовались ралом, изготовленным из раздвоенного дерева; двуствольной палкой погоняли волов-близнецов; через раздвоенный ствол дерева трижды протаскивали больного. Ср.: дошедшая до наших дней практика загадывать желание в случае, если кто-либо оказывается между двумя лицами с одинаковыми именами.

Если в семье "не держались" дети, новорожденному следовало дать два имени или дважды окрестить его. Защитный ритуал опахивания села в случае эпидемии чумы совершался двумя близнецами на двух волах-близнецах. В любовной магии сербские девушки, чтобы привлечь к себе парня, незаметно заставляли его пройти между двумя косточками специально испеченной для этой цели лягушки.

Негативное отношение к близнецам связано с представлением о паре как нераздельном целом, на которое приходится одна доля. В народном понятии о "двужильных" людях можно видеть "обратное" отражение этого же верования (там одна доля на двух, здесь две доли на одного: считалось, что у таких людей кровь проходит по двум жилам, поэтому они живут двумя жизнями.

Значительно слабее выражена положительная символика числа 2, связанная главным образом с мотивами брака и с продуцирующей хозяйственной магией, где два осмысляется как символ брачной пары: увидеть весной пару аистов — к свадьбе; двойной орех "спорыш" рекомендуется носить в кошельке, чтобы деньги "спорились"; двойной каштан служит талисманом.

СПРАШИВАЕТЕ – ОТВЕЧАЕМ

Два, две или двое?

По правилам русского языка, если речь о женщинах, девушках и девочках, употребляются количественные числительные две, три, четыре и т.д.: две женщины, три девушки, четыре девочки. Если же речь о мужчинах, юношах и мальчиках, их уже будет двое, трое, четверо. Сказать: «Иду я по парку, а навстречу мне три мужчины» абсолютно невозможно. Хоть слово мужчина(как и юноша) по форме напоминает слово женщина, оно – мужского рода – значит, навстречу идут трое мужчин (хорошо бы, с добрыми намерениями…). Итак, мужчин и юношей не может быть два, три, четыре. А вот мальчиков может быть и два (два мальчика – это как у героя «Служебного романа»: мальчик и мальчик), и двое.

Собирательные числительные идут в ход и тогда, когда имеются в виду вообще люди или дети: вот по улице, например, идут двое или двое прохожих (двое мужчин, две женщины или мужчина и женщина – не суть важно), а за ними – четверо ребят (опять-таки это могут быть и мальчишки, и девчонки, или и те, и другие).

Если мы имеем дело с сочетанием трое сирот, нельзя сразу сказать, кто имеется в виду: мальчики или девочки (могут быть и те, и другие, или, например, двое мальчиков и одна девочка), если же упомянуты три сироты – речь однозначно о девочках, лишившихся родителей.

Есть случаи, когда можно сказать и так, и этак: два друга и двое друзей. В первом словосочетании смысловой акцент – на личностях, это два конкретных человека, которые дружат, во втором – скорее на том, что их объединяет.

Не рекомендуется употреблять собирательные числительные, если речь идет о людях, занимающих относительно высокое положение. Например, на кафедре может быть два профессора (но не двое профессоров), а в каком-нибудь воинском подразделении – три генерала (но не трое генералов).

Как правильно писать, "Двух" или "Двоих"?

Количественные числительные и в этом случае позволяют сделать акцент на личности, на ее достижениях, а собирательные – «понижают статус» соответствующего лица (ср. двое преподавателей, трое военных – здесь акцент скорее на социальной группе).

Материал подготовлен
О.СЕВЕРСКОЙ

Два или двое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *