Орфографический словарь

грамматика

грамм`атика, -и

Словарь Ожегова

ГРАММАТИКА, грамм’атика, -и, ж.
1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему.
2. Наука об этом строе. Теория грамматики.
3. Книга, описывающая этот строй.

404 ошибка

Академическая г. Учебная г.
прил. грамматический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Г. строй языка. Грамматические теории. Грамматическая форма (форма слова или синтаксической конструкции, заключающая в себе абстрактное морфологическое, синтаксическое или словообразовательное значение). Грамматическое значение (абстрактное значение, присущее ряду грамматических форм и объединяющее их в одну грамматическую категорию). Грамматическая категория (ряд грамматических форм, объединённых общим грамматическим значением, напр. категория рода, категория числа, категория падежа).

Словарь Ефремова

ГРАММАТИКА ж. 1) а) Система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-л. языка. б) разг. Правильность образования и употребления языковых форм и конструкций. 2) а) Раздел лингвистики, связанный с изучением и описанием законов языка, включающий словообразование, морфологию и синтаксис. б) Учебник, книга, содержащие такое описание грамматического строя языка. 3) перен. Основные правила, исходные положения какой-л. области знания.

Словарь Ушакова

ГРАММАТИКА грамматики, ж. (греч. grammatike). Учение о строении какого-н. языка или группы языков (лингв.). Французская грамматика Историческая грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-н. языка. Я купил себе грамматику

Энциклопедический словарь

грамматика (греч. grammatikē, от grámma- буква, написание), 1)строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства, образующих строевую основу для языкового общения. 2)Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет морфологию, синтаксис и словообразование.

Недавно просмотрено:

Ценными памятниками римской филологической литературы III-V вв. н. э. служат сохранившиеся до нас "Грамматические руководства" (Artes grammaticae), написанные различными авторами, но составленные по одному плану и восходящие к единой традиции. Начинаются такие труды, как правило, с учения о звуках, буквах, о слове и т. д., потом, после подробного анализа частей речи, в них говорится о варваризмах, солецизмах, о тропах, о фигурах речи и мысли, т. е. о тех средствах словесного выражения, которыми засоряется или, наоборот, украшается слог. Иногда в конце добавляется еще и раздел стихосложения. Такое построение "руководства" с непременной стилистической частью восходит к грамматической теории стоиков ("пергамской школе"), которая пользовалась известностью в Риме с конце II в. до н. э. Ссылки на стоиков можно встретить и в тексте самих "руководств" . Однако гораздо более ощутимы в них следы влияния противоположной "александрийской школы", стяжавшей широкую известность своим учением об аналогии . Любопытен в этой связи один отрывок из "Грамматики" Харисия (IV в. и. э.).
"Латинский язык, возникший одновременно с коренным жителем своего города, отличался меткостью и понятностью своих выражений. После того, как с течением столетий стали появляться мастера слова, мы искусно охватили его нашими наблюдениями, связали почти не отступающими от нормы частями речи. Латинский язык предал себя руководству правил и былую свободу слова обрек на рабство теории, которая настолько присуща самой речи, что теперь аналогия от себя уже ничего не вносит. То, что из всеобщего смешения извлек наш ум для объяснения стиля, она рассеяла и от неравного соединила равные части. Доводом подобия утверждается правило исчезновения. В латинском языке различаются: природа, аналогия, привычка и авторитет. Природа имен и глаголов неизменна, она не передает нам ни больше, ни меньше того, что восприняла… Аналогия есть упорядочение природной речи. Между языком варвара и образованного человека аналогия создает такое же различие, какое существует между свинцом и серебром… Привычка равна аналогии не по мастерству, а по своей силе. Ее допускают лишь потому, что у многих она встречает поддержку. Теория с ней не соглашается, но относится к ней снисходительно. Последнее дело — это ссылка на авторитет, к которому прибегают как к священному алтарю, когда нельзя сослаться ни на что другое. Если ни природа, ни теория, ни обычай не могут подтвердить чего-либо, то тут полагаются на мнения ораторов, которые, если бы их спросили, почему они так именно выразились, признались бы, что сами этого не знают".
Далее Харисий пишет, что предпочитает следовать правилам, а не обиходному словоупотреблению, которое, впрочем, допустимо, если оно делает речь более благозвучной. В специальном разделе об аналогии Харисий прямо ссылается на Аристарха (G. L., I, 116-117). О достоинствах аналогии можно прочесть также и у Теренция Скавра (II в. н. э. -G. L., VII, 11-12) и у Диомеда (VI в. н. э. — G. L., I, 384, 456).

Как правильно писать: грамматика или граматика?

Стремление установить и поддерживать освященные авторитетом далекого прошлого морфологические и фонетические нормы латинского литературного языка привело к тому, что эти грамматики превратились в ценные для нас сборники цитат из сочинений писателей классического периода (Плавта, Цицерона, Саллюстия, Теренция, Вергилия и др.). Иногда они служат единственным источником для нашего знакомства с латинскими авторами .
Вместе с тем, конечно, эти работы дают немалый материал для истории латинского языка . Несмотря на сухой и формальный характер изложения в них встречаются и отголоски филологической полемики (G. L., 1, 21-22, 42-43, и 141), описание деталей быта, и своеобразные трактовки грамматических вопросов .
Наибольшего внимания среди сохранившихся до нашего времени "руководств" III-IV в. заслуживают "Грамматики" Харисия и Диомеда.
Флавии Сосипатр Харисий (Flavius Sosipater Charisius) в предисловии к своему труду называет себя Magister и заявляет о желании внушить сыну любовь к латинскому языку. Отсюда обычно делают вывод, что сам Харисий не был уроженцем Рима. Среди многочисленных примеров на 2-е склонение встречаются подряд слова "великий", "Юлиан", "Август" (G. L., I, 44). Это позволяет считать Харисия современником Юлиана (361-363 гг. н. э.).
"Грамматика" (Ars grammatica) Харисия была разделена на пять книг, из них книга I сохранилась почти полностью, II и III целиком, IV с большими пропусками, от книги V же остался лишь отрывок. Собственно грамматическое учение излагается в книгах I-III, V. Книга IV посвящена вопросам стилистики и метрики. После описания общих понятий языка (слова, слога и т. п.), морфологических категорий (рода, числа, падежа и т. д.) и частей речи в книгах I-II, в книге III подробно анализируется глагол, причем не проводится четкой грани между морфологическими признаками наклонения и его синтаксической ролью. В книге V собраны примеры несовпадающего с греческим языком падежного управления латинских глаголов. Защищая аналогию, т. е. подчинение языка системе правил, Харисий вместе с тем выступает против крайностей унификации и допускает некоторый разнобой в морфологии (G. L., I, 21-22, 42-43), когда его можно оправдать историей языка или ссылкой на авторитет писателей-классиков. Констатирует он также и роль привычки (consuetudo), благодаря которой иногда побеждают формы, не соответствующие учению грамматиков (G. L., I, 90, 94).
В книге IV рассматриваются недостатки и достоинства стиля; в ней был также раздел метрики, от которого дошли до нас лишь два небольших отрывка о сатурнийском стихе и о ритме. Основными недостатками стиля считались варваризмы и солецизмы. Под варваризмом разумелось слово, неправильно написанное или произнесенное (G. L., I, 265), под солецизмом — не соответствующая теории связь слов в предложении (G. L., I, 267). Украшению речи способствовали тропы и фигуры (G. L., I, 272, 279). Харисий приводит подробнейшую классификацию изобразительных средств. Тропы подразделяются им на 12 видов, метаплазмы на 14, фигуры речи на 18, фигуры мысли на 15; для каждого вида дается определение, сопровождаемое поясняющим примером.
Труд Харисия представляет собой явную компиляцию, источники которой в большинстве случаев указаны самим составителем ее. Больше всего мест взято им, пожалуй, у Коминиана (IV в. н.э.) и Юлия Романа. В тексте "Грамматики" очень много ссылок на Варрона, Палемона, Гигина, Аспра и др. Обилие греческих слов и ссылки на Аристофана Византийского и Аристарха свидетельствуют о существовании еще и греческих источников Харисия.
Диомед (Diomedes) — автор сочинения о грамматике (De arte grammatica), которая дает еще более полное представление об уровне филологических знаний в IV в. н. э. О самом Диомеде мы ничего не знаем. Труд его в трех книгах сохранился полностью. Порядок расположения материала в них несколько отличен от общепринятого: сначала излагается учение о частях речи и лишь в книге II автор касается элементарных языковых понятий (звука, буквы, слова и т. д.). Стилистическая часть той же книги содержит традиционные определения тропа, фигур речи, мысли и т. п. Учение о достоинствах и недостатках слога изложено в более обобщенном виде, чем у Харисия. Вопрос этот выделен в особые небольшие разделы. Главными достоинствами речи названы соответствие (proprietas) и красочность (ornatus), которые истолковываются следующим образом: "Соответствие есть правило речи, которое греки зовут аналогией, некоторые из наших — соразмерностью (proportio). Сюда присоединяется краткость, которую греки зовут синтомией, и интонация (tenor), которую греки зовут тасисом, или просодией. Существует два вида украшений (ornatus) стиля, из них на первое место должно поставить стройность (compositio), которую греки называют синтесис, на второе-обработанную и толковую речь, по гречески кириологию, которая включает в себя тропы" (G. L., I, 456). К основным погрешностям стиля отнесены "неясность" (G. L,, I, 449). неукрашенность, варваризмы.
В книге III затронуты вопросы поэтики и метрики. Особо подчеркнуто различие менаду абстрактным понятием "поэтики" и конкретными поэтическими жанрами: "Поэтика -это метрическая структура вымышленного или истинного рассказа, составленная из стройного ритма и стоп, приспособленная для пользы и наслаждения. Поэтика отличается и от поэмы и от поэзии, так как под поэтикой разумеется само искусство, поэма же — это часть повествования, как, например, трагедия, а поэзия -это цепь и стройная система целого законченного повествования, как например "Илиада", "Одиссея", "Энеида" (G. L., I, 473). Немало места уделено описанию поэтических жанров: ямба, элегии, эпода, мима, комедии, трагедии и др. Приводятся различные теории происхождения буколической поэзии, терминов "сатира", "трагедия", и т. п. (G. L., I, 482-492).
В конце книги III дан обзор стихосложения и перечень горацианских размеров.
О своих источниках Диомед пишет гораздо реже, чем Харисий. Несколько раз упоминает он Варрона, Валерия Проба, Квинтилиана, Светония, нередко ссылается на Теренция Скавра, знаменитого грамматика Адриановского времени, автора грамматического "Руководства" и недошедших до нас комментариев к Плавту и Вергилию. Термины и цитаты на греческом языке говорят о продолжающемся влиянии греческой науки на римскую школу. О компилятивном характере филологических сочинений той эпохи легко судить, сравнив некоторые почти дословно совпадающие отрывки из руководств Харисия (G. L., I, 51) и Диомеда (G. L., I, 439). а также обе эти работы с "Грамматикой" Досифея, в которой очень много совпадений с книгой I Харисия и книгой II Диомеда.

Подробное об этом см.: И. М. Тройский. Очерки из истории латинского языка. М.—Л., 1953, стр. 21—22, 186—187.
См. «Grammatici latini». Изд. Keil Lipsiae, 1857, т. I, стр. 190 («Грамматика» Харисия), стр. 420 («Грамматика» Диомеда). В последующих ссылках это издание сокращенно обозначается G. L., затем том, страница.
См. «Историю римской литературы», т. I. М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 234-235
Например, большинство отрывков «Менипповых сатур» Варрона сохранилось в виде цитат, приводимых Нонием Марцеллом (III—IV в. н. э.) в De compendiosa doctrina.
Так, например, все они фиксируют исчезновение 5-го склонения и 4-го спряжения.
Например, у Харисия «Древние говорили balneum или balineum; слова эти означают одно и то же и относятся к частному быту, когда же говорится об общественных местах, то употребляется женский род очень часто во множественном числе balneas и balineas, и не без причины, поскольку одним огнем ради бережливости обогревали две бани, отделенные друг от дуга стенкой, чтобы не нарушать стыдливости женщин и мужчин» (G. L., I, 99).
Сравни, например, пространное рассуждение о 7-м падеже у Сацердота (III в. н. э.), который фактически отождествляет его с ablativus absolutus (G. 1., VI, 447), и определение Харисия, более сжатое, но вместе с тем более широкое: «Когда мы говорим «от вещи или от места», то употребляем аблятив, когда же говорим «в вещи, на месте», то пользуемся седьмым падежом» (G. 1., I, 154).

Сборник основных правил русского языка

О — А в безударных корнях -лаг- — -лож-

О — А в безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос-

О — А в безударных корнях -кос- — -кас-

Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-

И — Е в корнях с чередованием

О — А в безударных корнях -мок- (-моч-) —  -мак-, -равн- — -ровн-

О — Е (Ё) в корнях после шипящих

И — Ы после Ц

О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Приставки на …з — …с

Приставки пре- и при-

Гласные Ы и И после приставок

Падежи и падежные окончания имен существительных

Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

Разносклоняемые существительные на -мя

Суффиксы существительных

НЕ с существительными

НЕ с прилагательными

Суффиксы прилагательных

-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных

Соединительные гласные О, Е в сложных словах

Правописание сложных существительных

Окончания имен прилагательных

Правописание сложных прилагательных

Имя числительное

Склонение количественных числительных

Склонение составных количественных числительных

Склонение дробных числительных

Склонение собирательных числительных оба-обе

Склонение числительных полтора, полтораста

Ь на конце и в середине числительных

Местоимения

Правописание неопределенных местоимений

НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов настоящего времени

Употребление Ь в глагольных формах

Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Причастие как особая форма глагола

Склонение причастий

Действительные и страдательные причастия

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

Причастный оборот

НЕ с причастиями

-Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Деепричастие как особая форма глагола

Деепричастный оборот

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Наречие

Степени сравнения наречий

Правописание гласных на конце наречий

-Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)

Правописание наречий через дефис

Слитное написание наречий

Раздельное написание наречий

Служебные части речи

Правописание предлогов

Союзы

Правописание союзов

Разряды частиц

Правописание частиц

Словосочетание

Типы предложений

Виды сказуемого

Тире между подлежащим и сказуемым

Второстепенные члены предложения

Виды обстоятельств

Типы односоставных предложений

Особенности однородных членов предложения

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Основные группы вводных слов

Основные виды сложных предложений

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Знаки препинания перед союзом КАК

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Прямая речь и слова автора

Грамматика или граматика как правильно?

Школьное изучение грамматики русского языка предполагает не только правильное написание слов и предложений, но их употребление и произнесение их в определенном контексте. Все больше современные молодые люди перестают обращать внимание на то, насколько грамотно они говорят, как точно могут выразить свои мысли и передать чувства. Многие русские просто перестают интересоваться грамматикой, считая, что знание языка заканчивается умением произносить слова и фразы на родном языке.

Предложенное сочинение на тему: «Грамматика». Как писать тексты подобного рода, какие аргументы в пользу знания грамматических норм языка приводить, рассмотрим на примере данного сочинения.
Принято считать, что умение говорить и писать правильно должно быть выработано только у людей с филологическим образованием, у профессиональных писателей или поэтов. Но это не так. Любой человек, носитель языка, должен не просто говорить на своем родном языке, а говорить правильно.

Современному человеку очень важно писать и говорить правильно, строить предложения и высказывания согласно правилам русского языка. Восприятие человека в обществе зависит от многих факторов: как он одевается, насколько следует этикету, насколько он дружелюбен по отношению к остальным.

Однако правильная, звучная и красивая речь стоит не на последнем месте. Даже если человека приняли в обществе, он произвел на всех впечатление своим внешним видом и манерами, неправильная речь, грубые речевые ошибки могут значительно испортить первое впечатление. Не даром есть старая русская пословица, говорящая о том, что только принимают по одежке, а вот провожать будут уже по уму.

Основным показателем ума, дающим первое и самое главное представление, служит как раз речь.
Однако в наше время об этом часто забывают и предпочитают тратить деньги на дорогую одежду и стильные аксессуары, мода на которые меняется практически каждый месяц.

Приобретать же книги художественной литературы, справочники, словари, энциклопедии не считается престижным. На людей, которые могут последние деньги отдать за учебную литературу, оставаясь при этом в старом растянувшемся свитере, смотрят, по крайней мере, странно.

Однако в будущем трудоустроиться легче будет тому, кто наряду со специализацией и квалификацией умеет правильно и без ошибок составить заявление и пройти собеседование. Наличие грамматических ошибок, неправильно написанные слова и коряво построенные предложения приведут к тому, что такое заявление или резюме вряд ли кто-то станет даже читать.

Приятно иметь дело с грамотным человеком. Люди, умеющие говорить, привлекают к себе большее внимание, чем те, которые не могут связать пары слов. Показателем грамотности служит и употребление слов-паразитов: чем их меньше, тем более интересно слушать собеседника, ведь все «ну», «это», «там» так режут слух. Еще лучше совсем избегать в разговоре ненужных фраз.

Приведенные доводы окажутся значимыми, наверное, для каждого, кто задумывается над тем, как писать сочинение на тему: «Грамматика».

Статьи

Грамматика как пишется

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *