Содержание

Шорох — этимология понятия

Сергей Колибаба

                                                                                                            

В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шепот шороху шуршит:
«Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай»

Кошки-мышки. РУ

Глухой и тихий звук от трения предметов или лёгкого соприкосновения вещей друг с другом  обычно называют «шорохом»; показатель, характеризующий незначительную силу, характер и продолжительность звучания.

1) Существующая этимология и истолкования

а) Викисловарь

Корень: -шорох-. Значение — негромкий шуршащий звук; перен., жарг. беспокойная, суетливая деятельность. Этимология — не определена.

б) Этимологический словарь русского языка

Древнерусское – шерохъ (шорох). Слово «шорох» вошло в русскую разговорную речь примерно тогда же, когда и слова «шерсть» и «шероховатый», т.е. в XIII веке. Происхождение этого слова довольно ясно – его первоосновой является слово «шероховатый», «шершавый». Но на слове «шорох» также лежит отпечаток звукоподражания – оно служило для имитации звука от проведения чем-либо по шероховатой, неровной поверхности. Родственными являются: украинское – шерех, белорусское – шорах.

в) Этимологический словарь Макса Фасмера

I шорох
I, шерши;ть "шуршать". Возм., этимологически тождественно шорох II. По-видимому, звукоподражательное. Ср. ше;лест. Абсолютно недостоверно сравнение с греч. krini "источник", дор. kranV, лесб.  krannV, греч. krounos "бьющий источник", вопреки Петерссону (Vgl. sl. Wortst. 36 и сл.); относительно последних слов см. Буазак 515; Хольтхаузен, Awn. Wb. 131.

II шорох
II "неровная, шершавая поверхность", "тонкие льдины, плывущие по реке осенью", южн., зап. (Даль), шорошь ж. "первый лед, сало на реке осенью", шорашь – то же, смол. (Добровольский), укр. шереш ж. "льдина", шерех "тоненькая корка льда". Отсюда шершавый. Явно связано с др.-русск. серехъкъ "грубый, косматый", ср. о фонетических особенностях Шахматов, Очерк 153 и сл. Сомнительна связь с польск. srez, srzez ж., sryz м. "первый тонкий лед", чеш. striz (ж.) – то же, болг. скреж "иней", словен. srez м. "иней, льдина", в.-луж. sres, srez ж. "первый лед", н.-луж. sres, stres, srez (ж.) – то же (Торбье;рнссон 2, 64 и сл.). Миклошич (Мi. ЕW 318) разделяет эти две группы слов.

Шорох или шерох. Как правильно пишется?

Возможно родство с шорох I.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь академии Российской 1789 г.

* ШЕРОХ – негладкая поверхность какого-либо тела.

* ШОРОХ – неявственный шум от движения или легкого трения одного тела о другое происходящий.

б) Словарь Владимира Даля

* ШЕРОХ м. шорох, глухой шум, от тренья чего, громче шепота и шелеста.

* ШОРОХ – статьи нет.

Очевидно, что В. Даль смешал (объединил) два разных понятия.

б) Национальный корпус русского языка. Применение термина

* В. Ф. Зуев. Извлечения из учебника «Начертание естественной истории» (1785): «Зверь весьма легкий, быстрый и притом пужливый; как скоро услышит какой-нибудь в дали шум или около себя шорох, тотчас бежит прямо на оный, а рассмотрев, ударяется прочь, покудова увидит себя в совершенно спокойном месте».

* А. С. Пушкин. Дубровский (1833): «Готовиться к бою, ; сказал Дубровский, и между разбойниками сделался шорох ; снова все утихло».

* Ф.П. Врангель. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю (1841): «Водяные частицы паров мгновенно превращаются в миллионы ледяных блесток, наполняют всю атмосферу и производят беспрерывный шорох, несколько похожий на звук, происходящий от раздирания бархата или толстой шелковой материи».

3) Обобщение и вывод

Истолкование термина «шорох» от «шероховатый» маловероятно, термины обозначают разные явления действительности, понятия никак не связаны между собой. ШОРОХ – незначительная сила звука, имеет разные причины и по-разному проявляется в природе (шорох шагов, листьев, ветра). ШЕРОХОВАТЫЙ – неровная поверхность материального тела;  например обломок скальной породы. У этих терминов  нет общего критерия, нет согласованности единичного факта и всеобщего понятия; ШОРОХ (звук)  не может быть ШЕРОХОВАТЫМ (материя), как ШЕРОХОВАТОСТЬ (материала) – ШОРОХОМ (звуком), логически их невозможно объединить. Этимология от звукоподражания также маловероятна, так как трущиеся предметы издают разные звуки (трест сломанной ветки, шум шагов). 

Вывод

Очевидно, что в термине заложена мысль о «тихом», «слабом» звуке (шуме). Целесообразно рассмотреть связь термина «шорох» с библейскими образами и терминами, тем более что исследователи игнорируют (практически не используют) в своих работах сакральную иудеохристианскую терминологию. 

Древние философы всегда связывали любой язык с языком Бога (в той или иной степени), еврейский философ Ицхак Албалаг (13 век, Прованс, Фр.) описал метод исследования понятий («Исправление мнений»), которым он пользовался. «Я изучаю библейский текст и, если нахожу, что он подкрепляет понятие, которое было установлено путем доказательств, интерпретирую его в духе (этого понятия)». «Мы знаем, что мудрецы способны постигать философские (доктрины) своим собственным путём, отталкиваясь от текста Писания, с помощью тех знаний, которые они приобрели раньше».

4) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология

Итак, мы пришли к выводу, что термин «шорох»  относится к категории слабых или тихих шумов, соответственно и искать мы будем в еврейской терминологии термины – «слабый», «тихий» (шум) и им подобные.

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень —  ШОРОХ, термин прочитан наоборот = ХОРОШ.

* ШОРОХ = наоборот ХОРОШ = ивр. ХАРАШ, ХЕРЕШ молчать, безмолвствовать; молчать, замолчать, безмолвствовать; таиться, быть тихим.

* ШОРОХ = ивр. ХАРИША молчание, тишина.

* ШОРОХ = ивр. ХЭРЭШ втихомолку, тайно, скрытно, тихо (сила звука).

Пояснение огласовок

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (ст. Алфавит сравнительный) разъясняет:«Еврейские гласные звуки в русской транскрипции также значительно изменяются. Так, например: … Сегол = е: Шехем, и = ей: Moисей, но и = a: Вирсaвия, Зарах, = и: Вавилон, и = ия: Менасия, а также = о: Иофор».

Гласный знак «сегол» иврита при транслитерации заменяли русскими гласными Е, Э, А, И, О; понятие иврита ХЭРЭШ читалась на русском как – ХОРОШ, или наоборот – ШОРОХ.

б) «Шорох» в европейских  языках

Английский – rustle; итальянский — ruscio (листьев, одежды); brusio (тж. листьев; при движении). Немецкий – Prasseln, Ger;usch n (шум); Geraschel n (шуршание); французский – bruissement. Испанский – susurro.

Видно и не филологу, что в указанных выше терминах выражен корень — RS, RSS, RSCH, что является транслитерацией еврейского корня РАШИШ.
 
* ивр. РАШИШ слабый (шорох – слабый звук).

* ивр. РИШРУШ шуршание, шорох, шелест.

Справка ЕЭБЕ. Ст. Транскрипция

Еврейская буква Ш (шин, син) в указанных выше языках при транслитерации передавалась как S, SS, SCH (sсh и ss выражаются при помощи ; (шин)); каких-либо правил не было до XIX в.

в) Библейский образ

* Иисус Навин 2:1: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно (тихо, ХЭРЭШ)  и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон».

* Иов 11:3: «Пустословие твое заставит ли молчать (ЙАХАРИШ, от ХАРАШ, быть тихим) мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?».

Таким образом,  мы нашли этимологию понятия «шорох» через древний сакральный язык – иврит; как в русском термине, так и в западных европейских языках термин  выводит на терминологию Библии.  Объединив историю, содержание слова, графику (с учетом транслитерации) и еврейский язык в одно основание, мы можем сделать достаточно точный вывод  — термин принадлежит еврейскому языку. Совпадения логического (совпадение свойств), исторического, графического и лингвистического порядка убеждают в истинности проведенного исследования.

Очевидно, что на этапе формирования основной лексики «национальных» языков (IX-XII вв.) между западной и восточной Церковью не было единства в области истолковании библейского слова, вероятно по причинам церковно-политического характера (борьба за главенство). В каждом регионе для формирования какого-либо «национального» понятия пользовались разными терминами (корнями) иврита, обозначающих одно понятие.
                                                

© Copyright: Сергей Колибаба, 2012
Свидетельство о публикации №212071401147

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Колибаба

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Сергей Колибаба

как правильно пишеться слово шорох

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока по русскому языку. Просмотр диалога Шёпота и Шороха. Упражнение на правописание слов с буквой Ё после шипящих. Формулировка правила правописания. Особенности оценивания знаний и умений учащихся.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание букв О — Ё после шипящих»

Предмет: русский язык, урок повторение и систематизация знаний по теме

Тема: Правописание букв О — Ё после шипящих

Продолжительность: 1 урок, 40 минут.

Класс: 7

Технологии: проектор, компьютер, презентация Power Point.

Конспект урока

Название урока: «Что Шёпот Шороху шептал?»

Тема урока — Правописание букв О — Ё после шипящих

Тип урока — повторение и систематизация знаний по теме

Цели урока: обобщение и расширение сведений по теме, усвоение знаний в их системе с использованием игровой и компьютерной технологии

Задачи:

1. Образовательные: закрепление знаний по теме.

2. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие быстроты реакции, внимания, мышления, памяти

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

Дополнительная информация: переход на следующий слайд по кнопке «стрелка вправо»; работа на слайдах 3, 4, 6, 7, 9, 10 — по управляющей кнопке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слайд № 1

Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, сказка называется «Что Шёпот Шороху шептал?».

Обратите внимание на слайд.

Слайд № 2

Чтение текста учителем: «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень разражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» — подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» — ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться , почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному,» — прошептал Шёпот».

Слайд № 3

Просмотр диалога Шёпота и Шороха.

Шёпот: «Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»

Шорох: «Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне…»

Шёпот: «Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»

Шорох: «А у меня нет никого. Вот в чём дело!»

По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».

Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.

Слайд № 4

Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»

Шорох: «Спасибо, я очень рад!!!»

После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором. Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.

Слайд № 5

Появляется графический объект с заданием:

После этого появляются на экране и сказочные герои:

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания — самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).

Учитель: «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка — четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я». После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:

Слайд № 6

Шорох: «Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно…»

(на экране появляется анимация с огнём)

Шёпот: «Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит…»

Шорох: «Неужели кто-то совершил поджог?»

Шёпот: «А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»!

Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»

(Диалог регулируется щелчком для удобства учителя). После диалога появляется графический объект:

По щелчку выводится на экран задание:

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»

Слайд № 7

Шорох говорит:

Появляется дядюшка со словами:

На экран выводится список слов:

Шорох спрашивает:

Дети в группах — четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключается в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).

Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О — Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»

Слайд № 8

На экране Шёпот произносит условие задания: «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё»:

В столбик появляются объекты со словами (второй столбик — по ходу объяснения учениками):

зажжём (глагол)

ночёвка (от ночевать )

лишённый (от лишить)

пресечём (от пресечь)

отражённый (от отразить)

тушёнка (от тушить)

запряжённый (от запрячь)

Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал (После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик).

Учитель: «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие».

Слайд № 9

После появления шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».

Чтение текста, выполнение задания, которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило (Работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).

При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».

Слайд № 10

Появляется Шёпот со словами: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:

ШОРОХ

(выводятся объекты)

Шорох обращается к ребятам: «Как я рад! Только помогите мне напоследок, ребята!»

Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).

Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).

Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»

Слайд № 11

На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).

правописание шипящая урок

(На экране получается без пропусков между объектами)

Учитель: «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка».

Слайды № 12 -14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет — по желанию; хорошо, если попробуют слабые ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же)

Рефлексия. Учитель: «Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии… Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе». (Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе.

Как правильно пишется слово шорох?

Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки — по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель).

Список использованных графических источников

1. http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif -смайл — старичок

2. http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif — грустный

3. http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif — думает

4. http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif — моргает

5. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/189/47189968_1249554581_342_1.gif-схватился за голову

6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/189/47189968_1249554581_342_1.gif- идёт

7. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-с петушком

8. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-с собачкой

9. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-со снежком

10. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-с рожком

11. http://www.topglobus.ru/skin/smile/kat/smileys-free-download-1911.gif — солнце

12. http://www.topglobus.ru/skin/smile/s3715.gif — дуб

13. http://www.topglobus.ru/skin/smile/s7124.gif — ёжик

14. http://www.asu278.ru/guest/data/smiles/393.gif — аист с малышом

15. http://web-fantasy.ucoz.ru/_nw/1/51845.jpg — домики

16. http://www.topglobus.ru/skin/smile/s3193.gif — галчонок

17. http://www.topglobus.ru/skin/smile/s11197.gif -медвежонок

18. http://www.topglobus.ru/skin/smile/s11375.gif — огонь

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Лингвометодические основы изучения написания буквы "ерь"

    О вариантности дидактического материала по орфографии. Варианты орфограмм, изучаемые в начальной школе, их степень трудности. Методика изучения темы правописание буквы ь после шипящих на конце имен существительных с учетом вариантов орфограмм.

    реферат , добавлен 07.07.2008

  • Изучение литературного произношения и правописания на уроках русского языка

    Классификация звуков русской речи. Системы гласных и согласных звуков. Слоговой принцип русской графики. Соотношения между звуком и буквой, между литературным произношением и правописанием. Значение изучения звуков и букв в школе для овладения фонетикой.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

  • Обучение орфографии учеников 5 класса общеобразовательных учреждение

    Цели обучения орфографии в школе. Основные принципы орфографии и их характеристика. Упражнения, развивающие навыки правописания. Причины появления у детей орфографических ошибок и работа над ними. Анализ упражнений по обучению правописания в 5 классе.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2010

  • Движение в противоположных направлениях

    Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока математики. Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Постановка и решение учебной задачи, самоконтроль и самооценка усвоения урока.

    конспект урока , добавлен 06.03.2014

  • Музыкальный образ. Особенности музыкальной речи

    Образовательные, развивающие, воспитательные задачи проведения урока. Прослушивание музыкальных фрагментов, определение средств выразительности, создающих музыкальный образ, проведение музыкальной викторины, анализ рисунков учащихся из домашнего задания.

    разработка урока , добавлен 18.02.2017

  • Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников

    Контроль знаний — существенный элемент современного урока. Виды контроля результатов обучения. Методы контроля. Специфика контроля по русскому языку. Формы контроля знаний. Виды контроля знаний на уроках русского языка в национальной школе.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2007

  • Проект урока английского языка "Описание людей и животных" в начальной школе

    Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока английского языка в начальной школе. Психолого-педагогическая характеристика 2 "В" класса. Ход урока по описанию животных и людей по речевому образцу, инструктаж по выполнению домашнего задания.

    разработка урока , добавлен 25.03.2011

  • Открытый урок в 10 классе по русскому языку: "Имя существительное и имя прилагательное"

    Порядок и принципы составления плана урока для 10-го класса, посвященного повторению тем "Существительное. Прилагательное". Основные вопросы, которые необходимо затронуть на данном уроке, правописание данных частей речи, их склонение. Работа с учебником.

    разработка урока , добавлен 17.10.2010

  • Правописание безударных гласных в корне слова

    Орфограммы, регулирующие правописание безударной гласной в корне слова. Связь орфографии с морфемикой и словообразованием. Открытый и закрытый слог, гласные буквы. Фонетический разбор слова. Морфемный анализ слов. Мини-сочинения по теме "Весна пришла".

    конспект урока , добавлен 20.12.2013

  • Способы оценивания и контроля знаний, умений и навыков учащихся СПО в дизайн-образовании

    Принципы получения объективной оценки знаний студентов. Способы оценивания и контроля результатов их обучения. Методы оценивания практических работ учащихся СПО в дизайн-образовании. Принципы построения системы непрерывного контроля знаний студентов.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2012

Как правильно написать слово ШОРОХ. Ударение в слове, часть речи, примеры

Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корне слова» Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корне слова»

Название Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корне слова» Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корне слова»
г. в Мэрии Москвы <>состоялся студенческий выпускной Бал <>«Мол
Дата 12.03.2013
Размер 0.82 Mb.
Тип Презентации

Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корне слова»

  • Повторить и обобщить знания по теме «Виды орфограмм в корне слова»

  • Составить обобщающие таблицы по данной теме

  • Потренироваться на практике в написании слов с различными видами орфограмм в корне слова

Что такое орфограмма?

  • Что такое орфограмма?

  • Это место в слове, в котором можно сделать ошибку

  • Какие виды орфограмм вы знаете?

  • Орфограммы в корне, в приставках, в суффиксах, в окончаниях, слитные – раздельные – дефисные написания

Как проверить проверяемые безударные гласные?

  • Как проверить проверяемые безударные гласные?

  • Надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под ударением

  • При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова

Б…гровый закат, нав…вать проволоку, нав…вать воспоминания, возм…щать утрату, поместить в кл…довой, преод…леть преграду, отд…лённая местность, х…лодная р…са, охл…дить кип…ток, изл…ваться ручьём, изв…ваться змеёй, изв…няться, неподр…жаемая игра, подр…жать на морозе, ут…шение в горе, ут…хомириться, уг…дать ответ, уг…дить другу, скр…пя сердце, скр…пя колёсами, сл…паться в комок, сл…пит глаза, разр…дить посевы, разр…дить обстановку, пренебр…жительное отношение, дов…рять и пров…рять, п…тнистый, п…тачок, обн…жать, н…жевая рана.

  • Б…гровый закат, нав…вать проволоку, нав…вать воспоминания, возм…щать утрату, поместить в кл…довой, преод…леть преграду, отд…лённая местность, х…лодная р…са, охл…дить кип…ток, изл…ваться ручьём, изв…ваться змеёй, изв…няться, неподр…жаемая игра, подр…жать на морозе, ут…шение в горе, ут…хомириться, уг…дать ответ, уг…дить другу, скр…пя сердце, скр…пя колёсами, сл…паться в комок, сл…пит глаза, разр…дить посевы, разр…дить обстановку, пренебр…жительное отношение, дов…рять и пров…рять, п…тнистый, п…тачок, обн…жать, н…жевая рана.

На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне?

  • На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне?

  • Перечислите корни, зависящие от суффикса А

  • В чём происходит зависимость от суффикса А?

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от согласного звука

  • Как происходит зависимость?

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от ударения

  • Расскажите правило

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями

  • Назовите исключение из этого правила

На какие 3 группы делятся согласные с точки зрения орфографии?

  • На какие 3 группы делятся согласные с точки зрения орфографии?

  • Непроизносимые, сомнительные, удвоенные

  • Какие согласные можно проверить?

  • Сомнительные и некоторые непроизносимые

  • Каким образом проверяются согласные?

  • Подбирается такое проверочное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная

  • Что необходимо делать с удвоенными согласными?

  • Запоминать или проверять по орфографическому словарю

Маленький ц…плёнок, ц…анистый калий, ц…ганская песня, демонстрац…я, иллюминац…я, куц…й хвост, лисиц…на нора, ц…кнуть на собаку, острые спиц…, ц…рковое представление, ц…фровой диктант, ц…ркуль, милиц…онер, благоухающая акац…я, круглолиц…й мальчик, бледноли…й брат мой.

  • Маленький ц…плёнок, ц…анистый калий, ц…ганская песня, демонстрац…я, иллюминац…я, куц…й хвост, лисиц…на нора, ц…кнуть на собаку, острые спиц…, ц…рковое представление, ц…фровой диктант, ц…ркуль, милиц…онер, благоухающая акац…я, круглолиц…й мальчик, бледноли…й брат мой.

Капюшон, трущоба, чащоба, шорты, шорох, крыжовник, обжора, жор, жом, жох, шорник, шомпол, чопорный, чокнутый, джонка, шов, мажор, трещотка, шоссе, шоколад, Шотландия, жокей, жонглёр, боржоми, джоуль, крюшон, изжога

  • Капюшон, трущоба, чащоба, шорты, шорох, крыжовник, обжора, жор, жом, жох, шорник, шомпол, чопорный, чокнутый, джонка, шов, мажор, трещотка, шоссе, шоколад, Шотландия, жокей, жонглёр, боржоми, джоуль, крюшон, изжога

Ш…рник, круч…ная, беч…вка, туш…нка, собач…нка, мальч…нка, лавч…нка, ж…ваный, ж…м, воротнич…к, напряж…ный, сплоч…ность, волч…нок, внуч…нок, коч…вка, душ…нка, упрощ…нность, протяж…нность, реш…тка, подш…рсток, кош…лка, печ…нка, прож…рливый.

  • Ш…рник, круч…ная, беч…вка, туш…нка, собач…нка, мальч…нка, лавч…нка, ж…ваный, ж…м, воротнич…к, напряж…ный, сплоч…ность, волч…нок, внуч…нок, коч…вка, душ…нка, упрощ…нность, протяж…нность, реш…тка, подш…рсток, кош…лка, печ…нка, прож…рливый.

Стажёр, тренажор, учащонный, чащоба, трещётка, рубашонка, распашонка, галчёнок, лишён, кручоный, дешёвый, шолковый, жжёный, изжога, жонглёр, мощёная, камышовый, расчётливый, чопорный, сожжонный, товарищем, замшевый, парчёвое, тиражём.

  • Стажёр, тренажор, учащонный, чащоба, трещётка, рубашонка, распашонка, галчёнок, лишён, кручоный, дешёвый, шолковый, жжёный, изжога, жонглёр, мощёная, камышовый, расчётливый, чопорный, сожжонный, товарищем, замшевый, парчёвое, тиражём.

Стажёр, тренажор, учащонный, чащоба, трещётка, рубашонка, распашонка, галчёнок, лишён, кручоный, дешёвый, шолковый, жжёный, изжога, жонглёр, мощёная, камышовый, расчётливый, чопорный, сожжонный, товарищем, замшевый, парчёвое, тиражём.

  • Стажёр, тренажор, учащонный, чащоба, трещётка, рубашонка, распашонка, галчёнок, лишён, кручоный, дешёвый, шолковый, жжёный, изжога, жонглёр, мощёная, камышовый, расчётливый, чопорный, сожжонный, товарищем, замшевый, парчёвое, тиражём.

Похожие:

Разместите кнопку на своём сайте:

rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Как пишется слово шорох

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *