Способы работы со страхом: Как насчет разозлиться?

 

Здравствуйте, Сергей.

Недавно подписался на Вашу рассылку "Уроки Риторики и Ораторского Мастерства", очень заинтересовался и решил написать.

Мне бывает сложно выступать перед аудиторией. Я слышу свой голос, он какой-то неестественный, как чужой. Это бывает достаточно часто. Наблюдается некоторая скованность и "ступор". Но бывало пару случаев, когда я был зол. Не знаю насколько это правильно по отношению к аудитории, но мне было гораздо легче что-либо рассказывать, импровизировать и отвечать на реакцию аудитории. Вообще злость эта была не в прямом смысле злостью, а "здоровой" злостью, граничащей с бесстрашием и какой-то отстраненностью от самого процесса (в смысле незацикленности на проблемах общения).

Хотелось бы Ваших комментариев по этому поводу.

С уважением, Максим
г. Одесса

Спасибо за письмо, которое дает повод затронуть одну интересную тему.

Человек существо социальное. В дикие далекие времена, если стая отвергала какую-либо особь, то та погибала. Поэтому в человеке инстинктивно заложено желание соответствовать ожиданиям окружающих.

  • Или более точно — заложен страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Страх выглядеть нелепо, глупо… Страх вызвать неодобрение, осуждение … Страх оказаться "белой вороной"…

Страх этот вполне разумный, и выполняет он хорошие позитивные функции.

  • Например, он подсказывает нам, что выступать перед банкирами лучше в деловом костюме, а не в семейных трусах…

Проблема возникает тогда, когда этот страх становится слишком сильным и большим.

  • Когда он сковывает движения, тормозит мышление, мешает быть ярким и эмоциональным… когда он зажимает голос и не дает говорить громко… когда этот страх заставляет быть серым, скучным, обычным, ничем не выделяющимся…

В первых выпусках рассылки я давал приемы, которые позволяют сбросить частично этот страх на поведенческом уровне.

  • Некие такие таблетки анти-страхо-аспирина, которые позволяет справиться с накатившей волной страха.

Однако возникает вопрос: можно ли как-то более глубоко проработать этот страх, чтобы дать себе внутреннее разрешение быть самим собой, вести себя естественно, раскованно?

Здесь возможны варианты:

1. Один вариант — разозлиться (то, о чем пишет Максим). И эта здоровая злость — "да пошли вы все… буду вести себя так, как я сам считаю правильным…" освобождает от зацикленности на том, "а что обо мне подумают, а что обо мне скажут…"

  • Правда, такой же эффект можно получить не через злость, а например, через такие эмоции как увлеченность, энтузиазм, уверенность в теме… Когда внутри горит "Ребята! Вы просто не представляете, как вам повезло! Я вам сейчас такое расскажу, что вы меня будете на руках носить после презентации…". И тогда страх "а что обо мне подумают" куда-то уходит. Т.к. есть понимание "А что могут подумать, кроме хорошего?! Я ведь такую "благую весть" несу!!!"

2. Второй — поработать с собственной самооценкой. Причем может быть даже не заниматься тем, чтобы поднимать самооценку (это автоматически подразумевает, что ее кто-то может и опустить), а задуматься над собственной самоценностью.

  • Если вы цените сами себя, если видите в себе личность, если уважаете собственные желания, мнения, решения… то вам гораздо легче вести себя естественно и раскованно, не зависеть от мнения окружающих.

3.

Психология

Третий — через актерские техники. Например, одно из упражнений на наших курсах — войти в роль "пьяного дворника" или "Жириновского". И начать выступать из этой роли.

  • Что удивительно, люди преображаются просто фантастически. Откуда-то появляется наглость, напористость, кураж… свободные жесты… уверенный голос…

Во многом это происходит потому, что есть внутреннее оправдание такого поведения: "это не я… я просто играю роль… я-то сам тихий, скромный, застенчивый… а это просто роль…"

  • Фокус внимания смещается. Теперь задача соответствовать роли, а не ожиданиям окружающих. И как следствие — дается внутреннее разрешение быть необычным.

Итак, резюме:

  • Здоровая злость в публичных выступлениях бывает полезной, т.к. позволяет частично снять повышенную зависимость от мнений окружающих.
  • Однако тот же эффект можно получить не через злость, а через увлеченность темой, здоровую самооценку, актерские техники…

В следующем выпуске — еще пара приемов-упражнений на освобождение от мнений окружающих.

И через выпуск мы еще раз вернемся к тому, что полезного дает злость во время выступлений.

 

Сергей Шипунов

Руководитель и ведущий тренер

"Университета Риторики и Ораторского Мастерства"

1

Перед поступлением сына в школу ходил с ним к школьному психологу на собеседование (наша мама таких вещей боится и посылает меня). Ребенку 7 лет, но рисовать не любит и все рисунки у него в стиле "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Вполне обычный ребенок, не вундеркинд, но и не тормоз, в общем никаких проблем (сейчас ему же 25 🙂
Заходит к психологу, минут 10 там сидит. Выходит психолог (П), просит зайти. Захожу.
(П) — Видите ли, у Вашего ребенка отставание в развитии и мы можем по Вашей просьбе направить его в специальный класс в специальную школу.
(Я) — !!!!! ????

Учимся управлять гневом и правильно злиться

🙁 А почему Вы так решили? — медленно так спрашиваю, чтобы не разозлиться (вдруг смирительную рубашку предложит надеть).
(П) — Ну вот посмотрите, как он рисует. Я попросила его нарисовать дом и человека —

Смотрю на рисунок. Вижу обычный дом, с крышей, с трубой из которой идет дым, с окном и дверью. Рядом стоит "человечек" (см. выше про стиль рисунка).

(Я) — А это что? Вот дом, вот человек. Все же правильно.
(П) — Ну как Вы не понимаете! Они же в этом возрасте должны рисовать дом в изометрии, и людей с пятью пальцами, и чтобы ноги имели толщину. А тут все схематично, это не соответствует его возрасту.
— Вы его запишите в обычный класс, он нормальный, просто рисовать не любит. — В общем, предупреждая меня, что ему будет тяжело учиться в таком классе, она скрепя сердце вписала сына в обычный класс.

Приходим домой. Даю ему бумагу и карандаш, говорю — нарисуй мне пожалуйста дом и человека.
Наблюдаю. Получается почти точная копия того же рисунка. Я ему говорю: — ты неправильно рисуешь, нужно рисовать так, чтобы у дома было видно две стены и часть крыши — ребенок уходит дорисовывать. Возвращается — Вот, посмотри.

Смотрю. Тот же рисунок, рядом пририсована горка, на ней второй человечек — вот, этот человечек смотрит на дом, видит и вторую стену и часть крыши.

Поцеловал, послал гулять. А психологов таких нужно держать подальше от детей, чтобы психику им не ломали…

домобычныйрисоватьчеловечекклассобщемрисунок

Как разозлить себя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *