Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев.

Н и НН. — Говорим и пишем правильно

Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Как правильно писать: взволновано или взволнованно?

Н.М.  Девятова

Морфология на уроках русского языка:

причастия и отглагольные прилагательные на -нный

При различении частей речи ученики сталкиваются с реальными трудностями. А обращение к морфологии оказывается полезным и при синтаксическом анализе предложения, и при изучении многих орфографических тем. В зависимости от принадлежности слова к той или иной части речи различается, например, написание кратких причастий и кратких прилагательных: в кратких страдательных причастиях пишется -н-(поля засеяны), в кратких прилагательных – столько н, сколько их было в полной форме (ученики рассеянны).

Но даже в том случае, когда морфологическая проблематика не связана с проблемой написания, она может стать самостоятельным и интересным предметом изучения в школе. Особого внимания заслуживает, в частности, такая проблема, как различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных на -нный.

Полные формы причастий и прилагательных, образованные от глаголов совершенного вида, орфографически не различаются. Однако проблема «узнавания» части речи остается: одно и то же слово, выступая в том или ином окружении, оказывается то причастием, то отглагольным прилагательным. Ср.: организованный концерт (прич.) – организованный человек (прилаг.). Прилагательное мы узнаем по лексическому признаку: оно приобретает качественное значение и может быть заменено синонимом. К тому же его не всегда удается объяснить через соответствующий глагол.

Работа с таким материалом на уроках русского языка предполагает владение некоторой процедурой различения причастий и прилагательных. Однако сами признаки, на основании которых можно было бы различать такие слова, – величина искомая. Пока это проблема, еще нуждающаяся в лингвометодическом освещении.

Объяснение того, что различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных на -нный традиционно относится к разряду трудных проблем, следует искать и в схоластическом понимании некоторых традиционных понятий морфологии.

Известно, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида.

Переходными

считаются глаголы, обозначающие действия, переходящие на объект. Такие глаголы обычно имеют при себе прямое дополнение (существительное в винительном падеже без предлога). Однако не любое существительное может быть употреблено при том или ином глаголе. Каждый из переходных глаголов допускает при себе одни существительные и не допускает других. Это ограничение определяется правилами сочетаемости слов в предложении и словосочетании. Например: построить (дом, отношения), но не *построить человека.

Каждый из переходных глаголов может быть развернут – введен в синтаксическую конструкцию с подлежащим (обычно называющим лицо, реже – орудие действия, отвлеченный признак или отвлеченное действие), сказуемым и прямым дополнением. Например:

Рабочие построили дом.

Они построили свои отношения на доверии.

Волнение утомило мать

.

Причастия, образованные от таких глаголов, сохраняют и глагольную сочетаемость: построенный дом, построенные отношения, утомленная мать.

Появление при слове на -нный каких-то других существительных, которые были невозможны при исходном глаголе, – показатель того, что перед нами уже не причастие, а прилагательное. Ср.:

причастия

(взволновать мать) взволнованная мать
(измучить путника) измученный путник
(утомить человека) утомленный человек

прилагательные

взволнованный голос
изумленный вид
утомленное лицо

Сочетаниям с причастиями могут быть приведены в соответствие синтаксические конструкции (предложения) с подлежащим, переходным глаголом и прямым дополнением. При этом существительным в сочетаниях с причастиями (они являются определяемыми словами) соответствует в предложениях позиция прямого дополнения при переходном глаголе:

 

сочетания с причастиями

мать, взволнованная разговором
путник, измученный дорогой
слушатели, утомленные речью

предложения

разговор взволновал мать.
дорога измучила путника.
речь утомила слушающих.

Соотносительность приводимых конструкций может быть достаточным основанием для того, чтобы считать формы на -нный причастиями. И, наоборот, расширение сочетаемости (по сравнению с исходным глаголом) и отсутствие соотносительности глагольных и именных конструкций может быть объяснением того, что это не причастие. Проанализируем некоторые литературные примеры:

1) И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

(А.Блок)

Слова на -нныйочарованный берег, очарованная даль – выступают в сочетаниях с существительными берег, даль, которые невозможны в качестве прямых дополнений при переходном глаголе совершенного вида. Ср.: очаровать (кого?). Глагол допускает в роли прямого дополнения лишь одушевленное существительное (местоимение), обозначающее лицо. Лишь в сочетании с таким существительным слово очарованный будет причастием: очарованный ребенок (Ребенок, очарованный добрым Дедом Морозом, долго не мог уснуть).

В сочетаниях очарованный берег, очарованная даль прилагательное мотивируется не глаголом, а существительным очарование: очарованный – такой, которому свойственно очарование.

2) Слышно было, как во дворике в ветвях ветлы и липы вели веселый, возбужденный утренний разговор воробьи (М.Булгаков).

Ср.: возбудить (что?) желание идти вперед, но не *возбудить разговор.

3) Давно не спал Митька <…> таким взволнованным сном(Л.Леонов).

Ср.: взволновать (кого?) ребенка, но не *взволновать сон.

В каждом из приводимых сочетаний можно видеть следующее: хотя по форме они могут быть соотнесены с глаголами, смысл их объясняется не через глагол, а через отглагольное существительное.

Изменение частеречной характеристики слова приводит, как отмечалось в литературе (Виноградов, 1947; Пешковский, 1956), к развитию у слова качественных оттенков значения. Однако это скорее следствие процесса, а не его причина. Причины же появления наряду с причастиями омонимичных форм на -нный следует искать в разного рода «отступлениях» от исходной (мотивирующей) синтаксической конструкции. В этой мотивирующей конструкции Подлежащее + Глагол + Прямое дополнение для того, чтобы производное оказалось причастием, должны быть соблюдены еще и некоторые другие условия. Ограничения касаются как прямого дополнения, так и самого глагола.

Глагол в таких конструкциях должен обозначать целенаправленное действие: рабочие построили дом (хотели построить и построили) – дом, построенный рабочими.

Еще В.В.  Виноградов приводил примеры омонимичных форм: сломанная ветка (причастие) – сломанная рука (прилагательное). Оба слова образуются от переходного глагола совершенного вида сломать. Но в первом случае он ведет себя как глагол целенаправленного действия (хотели сломать ветку и сломали), во втором случае – как глагол нецеленаправленного действия (вряд ли ломание рук может быть желательным).

Соотносительность причастий с исходными глагольными конструкциями проявляется в том, что при причастии может быть вставлено дополнение, отвечающее на вопрос кем?

взволнованно или взволновано?

чем?, соответствующее подлежащему в конструкции с глаголом. Ср.: Я сломал ветку – сломанная мной ветка, Я сломал руку – нельзя сказать *сломанная мной рука.

Нельзя подставить слово, отвечающее на вопрос кем?, и в такие сочетания, как растопыренные пальцы, опущенные ресницы, распрямленные плечи, сморщенное лицо и т.п. (*опущенные мной ресницы, *распрямленные мной плечи и др.). Рассмотрим еще примеры.

С сладкой улыбкой на сморщенных губах гулялабарыня по гостиной и подошла к окну (И.Тургенев);

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
(А.Блок)

При сравнении таких конструкций с классическими причастиями можно заметить и различия в значении прямого дополнения при исходных переходных глаголах. Глаголы, мотивирующие причастие, имеют при себе дополнения-объекты, обозначающие нечто внешнее по отношению к субъекту (Рабочие отремонтировали дом). В конструкциях Я распрямил плечи, Он опустил ресницы и т.п. объект – это «часть» самого субъекта. Это и объясняет причину неправильности сочетаний *распрямленные мной плечи, *обожженное мной лицо (но обожженное кислотой лицо).

Как подходить к таким словам – считать ли их нормальными причастиями, поскольку они сохраняют временное и видовое значения глагола, или видеть в них прилагательные, поскольку многие из них не проходят тест на причастие – возможную подстановку дополнения в творительном падеже?

На анализе конкретных примеров мы показали, чем могут различаться причастия и отглагольные прилагательные на -нный. При ответе на вопрос, какой частью речи является слово на -нный, полезно обращаться к анализу производящего переходного глагола, восстановив его возможные объекты – прямые дополнения. Глагол в соединении с прямым дополнением и подлежащим мы рассматривали как основу анализа. Причины же, на основании которых слово, образованное от переходного глагола совершенного вида, может считаться не причастием, а прилагательным, мы находили, объясняя разного рода отступления от классических конструкций, мотивирующих страдательные причастия прошедшего времени. У большинства слов морфологическое различие проявляется синтаксически – в расширении сочетаемости слова. Причастие вступает в связь только с теми существительными, с которыми сочетается и производящий переходный глагол, прилагательное – с другими существительными, которые исключались при исходном глаголе. Для ряда слов быть прилагательным означает иметь качественное значение, что отчасти проявляется и в том, что значение их может быть объяснено не через глагол, а через отглагольное существительное (очарованная даль). У некоторых слов морфологическое различие проявляется и орфографически – в потере одного н: конченный проект (прич.) – конченый человек (прил.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов  В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947.

2. Пешковский  А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

1   …   13   14   15   16   17   18   19   20   …   29

I. Опрос.

Проверка домашнего упражнения.

Учащиеся рассказывают о написании не с наречиями на и .
II. Синтаксический разбор предложений. Устно составляются предложения по схемам:


Учащиеся записывают второе предложение, осложнив его деепричастным оборотом; разбирают по членам.
III. Из истории происхождения наречий.
В древнерусском языке существовало слово тло — дно, основание. Наречие дотла образовалось от родительного падежа единственного числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло.
Семиклассники приводят примеры предложения с данным наречием.
IV. Запись отрицательных местоимений с заданием рядом написать местоимения, употребив их в составе словосочетания или предложения. Например: никого — ни у кого не расспрашивал.
Никем, некем; ничего, нечего; ничьими, никакой, некого, ничьего.
Делается вывод о написании отрицательных местоимений.
^ Чтение и анализ § 37.

Следует обратить внимание учащихся на графическое объяснение орфограммы.
VI. Тренировочно-закрепительные упражнения.

1. Запишите, объясните написание не и ни в наречиях.
1) Никогда Россия ярма не носила. 2) Велика Россия, а отступать некуда. 3) Нигде не дышится так легко, как на родине. 4) На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5) Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6) Отважному все нипочем. 7) Смелый человек нигде не пропадет.

(Пословицы.)
2. Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, затем наречия.
1) Нигде не видно жилья. 2) Ничем не измерить простора полей. 3) Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. 5) «Я тут ни при чем»,— буркнул Сергей. 6) Неоткуда взять воды.
Учащиеся отвечают на вопрос, что общего в написании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях.

3. Упр. 228.

В ходе самостоятельного выполнения упражнения учащиеся объясняют написание не и ни в наречиях, находят предложения, соответствующие указанным в задании схемам.
Домашнее задание: § 37; упр. 229.

У р о к 71. Буквы е и и в приставках не- и ни

отрицательных наречий

(продолжение темы)
Цель урока: формирование навыка написанияне и ни в наречиях и других частях речи.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему.

Повторение: написание не с наречиями на и , с различными частями речи: знаки препинания при причастном обороте.
I. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схему предложений «Остановись, пришлец бесчестный!» — кричит Фарлафу неизвестный. (А. Пушкин.) Еще накануне Дерсу говорил мне: «В этих местах бродит много тигров». (В. Арсеньев.)

— Чем осложнена прямая речь в первом предложении?
^. Проверка домашнего задания.
III. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Раскрыть скобки.
(Ни, не)где не встретились, (ни, не)чем не интересовался, (ни, не)с кем не советовался, (ни, не)как не мог понять, (ни, не)чуть не волновался, (ни, не)о ком не рассказывал, (ни, не)когда (ни, не)кому ни в чем не отказывал.
К а р т о ч к а № 2
Раскрыть скобки.
(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не)откуда не получать писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, (ни, не)когда ни на кого не обижался, (ни, не)сколько не беспокоился, (ни, не)почем не забыть, шагу (ни, не’)где ступить.
К а р т о ч к а № 3

Раскрыть скобки.
(Ни, не)для кого ничего не жалеть, (ни, не)как не мог вспомнить, не имея (ни, не)какой надежды, посоветоваться (ни, не)с кем, (ни, не)о чем не расспрашивать, (ни, не)откуда (ни, не)чего не слышно.
К а р т о ч к а № 4
Раскрыть скобки.
(Ни, не)как не ожидал приезда гостей, торопиться (ни, не)куда, яблоку (ни, не)где упасть, (ни, не)чуть не растерявшись, лежать (ни, не)чком, (ни, не)почем не забыть, (ни, не)когда не улыбался, не терпел (ни, не)какого обмана, (ни, не)кто (ни, не)когда не видел.
^ Закрепление изученного материала.

1. Упр. 230.

Учащиеся заполняют таблицу примерами. Затем составляют связный рассказ о написании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях.

2. Объяснительный диктант.
1) Мой знакомый, как человек, некогда обучавшийся в университете, любил употреблять выражения ученые. (И. Тургенев.) 2) Я пробежал по всем комнатам, но нигде никого не увидел. (И. Тургенев.) 3) Восточный ветер никогда не приносит дождя. 4) Через рощу протекала та самая речонка, которая несколько ниже огибала деревню. 5) Сейчас мне решительно некогда было вступать с кем-нибудь в дискуссии. 6) План совсем никуда не годится. 7) Я нисколько не удивился его приезду. 8) Склонность ее к чересчур смелым сочетаниям цветов ничуть его не коробила. 9) Мне сегодня никак нельзя опаздывать.
^ Словарная диктовка (с целью повторения написания нес различными частями речи — подготовка к самостоятельной работе).
Неглубокое озеро; не глубокий, а мелкий ручей; проявить нерешительность: неразлучные друзья: некому рассказать: никто ничего не узнал; не думал ни о чем; необъятные поля пшеницы; не исследованная геологами местность; никем не проверенный маршрут; ничуть не волновалась; никак не соглашался; никогда ни с кем не ссорился.
Делается вывод о написании не с различными частями речи.
^ упр. 231; повторить § 21, 22.

У р о к 72. Одна и две буквы н в наречиях

на и
Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв н в наречиях на и -е.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по схемам.

Повторение:н и нн в прилагательных и причастиях; знаки препинания при прямой речи.
1. Работа с перфокартой.

II. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Раскрыть скобки.
(Не)говоря ни слова; дома (не)освещены; ничего (не)сделали; (не, ни)к кому (не)подходил; (не)ослабевающий интерес; (ни, не)откуда не получал писем; (не)глубокая речонка; (не)решенные вопросы; (не)сговариваясь; (не)робкий человек; (не)распечатанная мною корреспонденция.
К а р т о ч к а № 2
Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
Н..куда идти, н..когда не думал об этом, н..где искать, н..как не найдет, н..где не видно, н..куда не пойду, н..откуда взять, н..где спросить, н.. с кем поговорить.
III. Составьте предложения с прямой речью по схеме, включив в них наречия. (В это время учитель проверяет перфокарты.)

. . . . . . . . . (посоветовал командир разведчикам). (Девушка задумчиво произнесла) . . . . . .

Разберите по составу глагол посоветовал.
IV. Подведение итогов работы с перфокартой. Делается вывод о написании н и нн в прилагательных и причастиях.
V. Чтение и анализ § 38. Обращается внимание на образец графического объяснения орфограммы.
VI. Закрепительно-тренировочные упражнения.

1. Для закрепления умения применять новое правило на практике и письменно объяснять изученную орфограмму коллективно выполняется упр. 233.

^ Запись примеров с объяснением написания н и нн.

Организованное собрание — собрание прошло организованно, испуганная девочка — вскрикнул испуганно, нечаянный удар — толкнул нечаянно, бешеный темп — мчаться бешено, рассеянный человек — смотрел рассеянно, взволнованный бурей — слушал взволнованно, путаный ответ — говорил путано, интересный рассказ — рассказывал интересно.
^ § 38; упр. 234

У р о к 73. Одна и две буквы н в наречиях

на и

(продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
II. С целью отработки умения разграничивать краткие прилагательные, причастия и наречия и правильно писать в них н или нн учащимся предлагается правило-помощник.

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос к а к?) относится к глаголу — это наречие, в котором всегда пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово — сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос к а к о в? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нем пишется столько н, сколько в полной форме.

Например: ^ (Слушал к а к? — обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием — внимательно. Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенный.)

Лица всех были сосредоточенны, серьезны.

(Лица б ы л и к а к о в ы? сосредоточенны — сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенный, следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько н в полной форме).

Войска были сосредоточены на равнине.

(Сосредоточены — можно заменить глаголом сосредоточились, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква н.)
III. Учащиеся записывают предложения, используя схему рассуждения.
кр. прич.

1) Мысли сосредоточены (сосредоточились) на докладе (в кратком причастии всегда пишется одна буква н).

кр. прилаг. кр. прилаг.

2) Девочка (к а к о в а?) внимательна и сосредоточенна (внимательнаяи сосредоточенная; в кратком прилагательном пишется столько н, сколько н в полной форме).

нареч.

3) Она слушала (к а к?) сосредоточенно (пишется столько н, сколько н в слове, от которого образовано наречие).

1) Выставка организована спонсорами (организовали спонсоры). 2) Экскурсия прошла (к а к?) организованно (в слове организованный два н). 3) Ученица (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (дисциплинированная и организованная). 4) Собрание взволновано сообщением (собрание взволновало сообщение). 5) Все слушали сообщение (к а к?) взволнованно. 6) Голоса были резки и взволнованны (резкие и взволнованные). 7) Семена рассеяны по полю (семена рассеяли). 8) Она была рассеянна и невнимательна (рассеянная и невнимательная). 9) Вчера он слушал (к а к?) рассеянно.
IV. Объяснительный диктант.

1) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги. (В. Катаев.) 2) Я начал возбужденно рассказывать им бабушкины сказки. (М. Горький.) 3) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. (М. Горький.) 4) Поведение ее было странно. 5) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 6) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 7) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам.
^ § 38; упр.

ВЗВОЛНОВАННЫЙ

235.

У р о к 74. Одна и две буквы н в наречиях

на и

(продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
II. Предупредительный диктант.
Ресурсы изысканы дирекцией; средства вложены в строительство; ее манеры изысканны; поля ограничены рвом; поведение искусственно; люди были подавленны и унылы; вещи утеряны в дороге; девочка рассеянна и невнимательна; тучи рассеяны ветром; поступил обдуманно; ее поведение необдуманно и несерьезно; ответы неуверенны; не уверены в исходе; стремления возвышенны; ученица организованна; рубашка выглажена; дорога длинна; даль туманна.
^ Придумайте и запишите предложения с парами слов сосредоточено — сосредоточенно, воспитана — воспитанна, оживлено — оживленно.
IV. Объяснительный диктант.
1) Однажды поздней осенью отчаянно зазвонил надтреснутый колокольчик около калитки. (К. Паустовский.) 2) Внизу было тихо, безветренно и даже как будто тепло. (К. Паустовский.) 3) К речной ловле рыбы нужно применять несравненно больше ловкости и мастерства, чем к ловле в море. (К. Паустовский.) 4) Все, что случилось со мной, было так странно, так необыкновенно. (И. Тургенев.) 5) Одинокое облако лежало среди необыкновенно ярких звезд. (М. Семенова.) 6) Я очень ветрено, быть может, поступила. (А. Грибоедов.) 7) Его постоянно и неудержимо тянуло в путь. (В. Малов.) 8) Они привыкли относиться к тем, кто появляется в их таежных селениях, настороженно, недоверчиво. (В. Малов.) 9) Сердце его бешено заколотилось. 10) Я даже отдаленно не могла себе представить этого. 11) Выпал первый снег на мгновенно замерзшую землю.
^ упр. 236.

У р о к 75. Развитие речи. Описание действия
Цель урока: формирование умения описывать действия и процессы труда. Работа с материалом § 39 (упр. 237, 238, 239).
Методические рекомендации по проведению урока учитель найдет в пособии: Л а д ы-ж е н с к а я Т. А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе.— М., 2002.

^

на конце наречий
Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий; формирование навыков написания о и е после шипящих в разных частях слова.

Повторение:о и е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.
I. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Записать, вставить пропущенные н и нн.
1) Мать огорче..о посмотрела на сына. 2) Неожида..о в дверь постучали. 3) Приятно, если твои собеседники воспита..ы. 4) Все оживле..о приходом весны. 5) Любопытство наше было возбужде..о. 6) Ребята говорили возбужде..о, перебивая друг друга. 7) Человек рассея..о поглядывал по сторонам. 8) По лесу было рассея..о несколько десятков палаток туристов. 9) Мальчик растеря..о взглянул на своего обидчика.
К а р т о ч к а № 2
Записать, вставить пропущенные н и нн.
Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдума..о, облегче..о вздохнуть, беше..о налетевший порыв ветра, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о.

1   …   13   14   15   16   17   18   19   20   …   29

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

shkolnie.ru

Море взволновано…

Море взволновано или взволнованно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *