«Например» и «на пример» — выражения, которые употребляются для пояснения и конкретизации чего-либо. В зависимости от смыслового значения и конструкции предложения, эти слова могут быть вводными (использоваться в качестве вставки для приведения примера) или простыми (объяснять определённое событие или действие на примере чего-то).

Чтобы не делать ошибок в слове «например», необходимо определить его лексическое значение в контексте фразы. Вводное слово всегда пишется слитно, тогда как обычные слова «на» и «пример» стоят раздельно. Рассмотрим случаи написания обоих вариантов.

Быстрая навигация по статье

Слитное написание

Пишется «например» слитно только в том случае, если слово употребляется для раскрытия или уточнения информации.

Как пишется слово "например" слитно или раздельно?

К примеру:

  • «Он мог, например, во время разговора вдруг бросить вам свой стул, и вы непременно должны были поймать его и бросить обратно»;
  • «В тени хорошо растут влаголюбивые растения, например, папоротник»;
  • «Я люблю смотреть спорт по телевизору, например: хоккей, футбол, баскетбол».

Раздельное написание

Если смысл фразы заключается в том, чтобы брать с чего-то пример, то писать «на» и «пример» необходимо раздельно. Также между этими словами иногда можно добавить уточняющее слово:

  • «На (данном) примере мы увидели, насколько эффективен этот метод»;
  • «На примере построений предложений английского языка можно убедиться в его сложности»;
  • «Ориентируясь на (этот) пример, мы сделаем оригами из бумаги».

Пунктуация

Вводное слово «например» не является членом предложения, поэтому оно выделяется с двух сторон запятыми, но бывают исключения. Рассмотрим несколько правил пунктуации:

  • «Например» всегда выделяется запятыми с двух сторон, если оно выходит за рамки грамматической структуры. К примеру: «Я зайду к Вам, например, в пятницу», «Он мог стать хорошим специалистом, например, в программировании»;
  • Если «например» стоит вначале уточняющего или присоединительного оборота, то оно выделяется запятыми вместе с ним. К примеру: «Мы не имеем представления о многом, например о космосе»;
  • Если «например» стоит после обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения, то после него ставят двоеточие. К примеру: «Вначале лета на базаре продаётся много ягод, например: клубника, малина, черешня», «Собака любит кушать каши, например: овсянку, гречку, рис».

Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:


Цитата по четвергам. Выпуск от 17 марта 2011 г

Добрый день, дорогие читатели.

В прошлом выпуске с цитатой я задал вопрос, как бороться с ситуацией, когда сотрудники приходят к вам с проблемами и просят принять решение. Именно такая ситуация описывалась в цитате о показателе безответственности персонала.

Так что же в самом деле предпринять? Как написал в комментарии один из читателей — "Бороться, можно всех послать подальше!!!" Боюсь, что посылая всех подальше, легко остаться со своим бизнесом наедине.

В качестве ответа я приведу небольшой отрывок из статьи "Как разгрузить человека, делающего основной доход в компании?", публиковавшейся в рассылке прошлым летом. Речь в ней шла о работе коммуникатора — личного помощника руководителя, и об очень действенном инструменте технологии управления — ЗРС (законченной работе сотрудника). Если у вас в компании внедрена система ЗРС, то, в принципе, и без коммуникатора можно обойтись. А принимать решения станет просто и надежно!

Хороших дней,
Владимир Кусакин

_______________________________________

ЗРС — законченная работа сотрудника

"Представьте себе следующую ситуацию. На прием к начальнику приходит сотрудник с проблемой, которую надо решить без отлагательств. После допроса с пристрастием выясняется, что полетела какая-то важная программа, без которой может остановиться весь исходящий поток из организации. В следствие чего не будет входящих звонков, не будет продаж и вообще… тушите свет.

Решение задач по математике онлайн

Коммуникатор отсылает этого человека собрать всю информацию по тому, где, за какие деньги и как быстро можно приобрести эту программу. Кроме этого выясняет у бухгалтера наличие свободных средств на разных фондах и возможность произвести покупку, не дожидаясь следующего финансового планирования. Попутно решаются вопросы с системными администраторами по поводу актуальности именно этой программы. В общем, целый хоровод. В итоге, собрав всю нужную информацию, проанализировав ее полноту и правильность, коммуникатор отправляет этого сотрудника к начальнику. Здесь уже все проходит легко, так как вся предварительная работа сделана.

Вы скажете, идеальная картина? А вот и нет. Разве реально обучить такого коммуникатора, чтобы он сам разбирался во всех нюансах производства? А если он действительно во всем этом разбирается, разве целесообразно держать его в качестве личного помощника?

Коммуникатор совсем не обязательно должен вникать во все тонкости. Всю входящую коммуникацию он проверяет формальным образом, и помогает ему в этом такой замечательный инструмент из технологии управления Л. Рона Хаббарда, как ЗРС – законченная работа сотрудника.

ЗРС – это подборка информации относительно какой-либо ситуации, плана или чрезвычайного происшествия, достаточно полная, чтобы от руководителя требовалось только отметить "одобрено" или "не одобрено". "Законченная работа сотрудника" — это подборка информации в виде послания или пакет, в котором: 1) излагается ситуация, 2) предоставляются все данные, необходимые для ее решения, 3) предлагается решение и 4) имеется строчка, где руководитель может поставить подпись, чтобы одобрить или не одобрить это решение.

В вышеописанной ситуации сотрудник, чтобы не создавать дев-ти*, должен прийти на прием к начальнику с правильно написанной ЗРС, или даже просто отправить ему на подпись, не являясь сам. Коммуникатор, проверив наличие всех компонентов, кладет послание на стол начальнику. Конечно, бывают ситуации, когда начальник захочет сам встретиться, обсудить, запросить дополнительную информацию, но это только тогда, когда у него возникнут вопросы. Хотя и это уже само по себе будет дев-ти, значит ЗРС было написано недостаточно полно.

И, кстати, хороший коммуникатор может не только отсекать от начальника поток ненужного дев-ти и всякой негативной информации (естественно за исключением тех случаев, когда если не разобраться с этим негативом, то можно поставить под удар компанию). Он даже может сделать замечание своему непосредственному начальнику, например, о том, что он  уже неделю носит шляпу** начальника отдела продаж или начальника отдела сервиса, успокаивая взбешенного клиента. А ведь это тоже дев-ти* :)"

* — Дев-ти (от англ. dev-t, сокращение от developed traffic — "излишнее движение") излишнее, необычное и ненужное движение.

** — Шляпа: сленговое название, которое обозначает наименование поста в организации и работу, которая к нему относится. Здесь проводится аналогия с тем фактом, что у представителей многих профессий, например у железнодорожников, тип фуражки является символом выполняемой работы.

Ударение в слове например

Запятые после «например»

Нас спросили: почему в некоторых предложениях «например» обособляется с двух сторон, а в некоторых — с одной?

Вопрос вызвали фразы, подобные этим:

Мы сами сочиняем истории, например, сейчас работаем над новой.

У компаний специализация на чем-то одном, например на мюзиклах.

Действительно, почему в первом случае запятая нужна, а во втором — нет?

Пишем «например» правильно — слитно и раздельно

А в соответствии с двумя правилами пунктуации:

  1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (всем известное со школы общее правило).
  2. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется.

В первом предложении нет обособленного оборота — применяется общее правило выделения вводного слова с двух сторон. Во втором предложении есть уточняющий оборот «например на мюзиклах» — вводное слово в его начале не отделяется запятой.

Похулиганим — преобразуем вышеприведенные предложения так, чтобы запятые понадобились, наоборот, во втором и не понадобились в первом:

Мы сами сочиняем истории, например новогодние (появился уточняющий оборот).

У компаний бывает специализация, например, на мюзиклах (нет оборота — выделяется только вводное слово. Обратите внимание: его можно опустить).

Для полноты информации следует упомянуть о новом правиле из академического справочника:

«Вводные слова и сочетания слов, стоящие на границе однородных членов или частей сложного предложения и относящиеся к следующему за ними слову или предложению, не отделяются от него запятой (вторая запятая опускается с целью указания на отнесенность вводного слова к последующей части предложения): Лось шел скачками в сторону озер, должно быть спешил на водопой (Пауст.); Послышался резкий стук, должно быть сорвалась ставня (Ч.)».

Вроде как это правило можно было бы применить к первому предложению нашего исходного примера. Но в данном случае нам ближе позиция авторов словаря вводных слов (да-да, есть такой, специальный: Остроумова О. А., Фрамполь О. Д. Трудности русской пунктуации. Словарь вводных слов, сочетаний и предложений. Опыт словаря-справочника. М.: Изд-во СГУ, 2009):

«…сам смысл первой части предложения часто не позволяет предположить отнесенность к нему вводного слова. Например, в предложении Послышался резкий стук, должно быть сорвалась ставня сомнение, выраженное вводным словом должно быть, не может относиться к первой части, поскольку это событие (послышался резкий стук) описывается автором как факт объективной реальности.
…С нашей точки зрения, появление данного правила необоснованно. Имеет смысл данные вводные слова обособлять, как обычно, с двух сторон».

Например как пишется

Как правильно пишется слово пример?

Например как пишется

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *