Почему нескошенный пишется двумя НН

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.

Правописание не с причастиями

2 часа

7-й класс

ХОД УРОКА

I. Проверка теории при выполнении практических заданий.

У доски три ученика: одному предлагается восстановить в опорном конспекте пропущенные компоненты и составить рассказ о слитном и раздельном написании не с причастиями. Второй выполняет задание, демонстрируя знание слитного или раздельного написания причастий. Третий делает синтаксический разбор предложений.

Класс в это время пишет словарный диктант.

Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.

Не с причастиями

Слитно

1. Без не не употребляется.

2. ?

3. С краткими причастиями.

Раздельно

1. Есть противопоставление с союзом а.

2. ?

Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.

(Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.

Задание 3. Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, графически их объясните.

1. На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки.
2. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру.
3. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

II. Проверка и оценка работ у доски.

Выполненные работы оценивает и проверяет класс.

III. Работа в парах и группах.

Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ.

Учитель занимается с теми учениками, чьи знания требуют коррекции, затем эта группа получает индивидуальные задания.

Материал для учителя

А. Словарный диктант. Каждый ученик из группы объясняет написание одного словосочетания.

Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка.

Б. Пунктуационный диктант. Задание ученику: объясните знаки препинания. (Проводится аналогично заданию А.)

1. Начался мелкий неуспокаивающийся дождь. 2. Из поезда мы видели голые скалы, леса с еще не распустившимися почками. 3. Первым делом он насобирал дров, перекладину соорудил, котелки с водой повесил над еще не зажженным костром. 4. Степным ветрам не писаны законы.

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)

(для сильных учащихся)

К-1. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось раздельно.

1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.

К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.

(Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.

К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.

1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!

1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями.

Как правильно писать: не кошенный, некошеный, не кошеный или некошенный?

Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ

К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

К-2. Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

К-3. Слитно или раздельно?

(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.

Всего найдено: 7

  Вопрос № 297041  

Поясните, пожалуйста, как всё-таки пишется правильно — "не модно" или "немодно"? Например, здесь: "Косить" уже немодно"

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: уже не модно.

  Вопрос № 290956  

Добрый день. Совершенно запутались с союзом "как". Нужна ли запятая в предложении: Он может выкосить поляну (,) как отец спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Запятая ставится (в значении "подобно отцу").

  Вопрос № 286622  

Помогите разобраться! Методичные материалы мне не помогают. :с Перед нами расстилалось широкое поле, укатанное некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровненное дождями и заросшее некоше(н/нн)ой травой.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: некошеной травой. Отглагольное прилагательное кошеный, образованное от глагола несовершенного вида косить(что делать?), пишется с одной буквой н. Так же пишется это слово и с приставкой не.

  Вопрос № 275912  

Справочник Розенталя §3, пункт 3 гласит: в корне кас–кос(н) пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а.
Как согласуется слово КОСОЙ с этим правилом, ведь после с "н" не следует, и слово не указывается как исключение из правила.

Ответ справочной службы русского языка

Косой — от другого корня (ср.: косить).

  Вопрос № 223823  

Нужна ли запятая перед союзом И? Нарисую для Маринки Я веселые картинки.

не кошенный

Зайчик пляшет там с лисой И медведь идет с косой Сена накосить буренке…

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед _и_ не требуется, так как есть общий член предложения: _там_.

  Вопрос № 221470  

здравствуйте! как образовано слово косынка,какое слово является производным (коса или косить)???

Ответ справочной службы русского языка

Вы, очевидно, имеете в виду производящее слово, а не производное. Слово "косынка" восходит к прилагательному "косой".

  Вопрос № 203307  

Наше доблестные законодатели ввели в своих правовых актах ввели такой термин, как "ОКОС ТРАВЫ". Как понимать теперь такое сочетание, или слово окос добавлено в русский язык, и как его понимать?

Ответ справочной службы русского языка

В словарях это слово не зафиксировано, однако образовать его можно (от слова _окосить_ по модели _спросить — спрос, бежать — бег_).

НН в причастиях — Записки учителя

Уважаемые собственники земельных участков коттеджного поселка «Семейный парк»!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в статье 42 «Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» указано:

«Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

  • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами».

Отмечаем, что в Правилах благоустройства территории муниципального образования «Волошинского сельского поселения» в пункте 3 «Уборка территории муниципального образования «Волошинское сельское поселение» в весенне-летний период» значится:
         3.1. Весенне-летняя уборка производится с 15 марта по 15 октября и предусматривает своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий ( полив, рыхление, обрезка и вырубка сухостоя и аварийных деревьев, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы и сорной растительности, своевременный ремонт зеленых насаждений).
          3.2.

Организациями и домовладельцами на своих земельных участках, прилегающих и закрепленных территориях проводится систематическая борьба с сорной растительностью, в том числе растениями, вызывающими аллергическую реакцию у населения».

А также в пункте 10 «Контроль за исполнением Правил»:
           10.3 Лица, допустившие нарушение настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с Областным законом «Об административных правонарушениях».

             Поэтому настоятельно рекомендуем Вам покосить траву на своих земельных участках, чтобы избежать неприятных последствий в виде штрафа за неисполнение правил благоустройства района.

Спасибо!

Нескошенная трава как пишется

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *