Содержание

Нетрудно или не трудно как правильно?

Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены.

нетрудно — Говорим и пишем правильно

Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

простое двусоставное распространённое предложение

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§2. Обособление

Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание.
Обособления различны. Различаются:

  • обособленные определения,
  • обособленные обстоятельства,
  • обособленные дополнения.

Обособленные определения делятся на:

  • согласованные,
  • несогласованные.

Примеры:

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

несогласованное обособленное определение

Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

 обособленное дополнение

Подробнее см.: Глава 11. Обособление.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, – это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

Примеры:

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.
 

к счастью – вводное слово, выделяется запятой

к счастью – дополнение, синтаксическая связь – управление: бьётся (к чему?) к счастью

Подробнее см.: Глава 12. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.

§4. Обращение

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок – обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна – обращение

Подробнее см.: Глава 13. Обращение.

Проба сил 

 Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны.?

    • осложнённое
    • неосложнённое
    • Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты.?

      • осложнённое
      • неосложнённое
      • Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты.?

        • осложнённое
        • неосложнённое
        • Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца.?

          • осложнённое
          • неосложнённое
          • Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы.?

            • осложнённое
            • неосложнённое
            • Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро.?

              • осложнённое
              • неосложнённое
              • Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды.?

                • осложнённое
                • неосложнённое
                • Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?

                  • осложнённое
                  • неосложнённое
                  • Осложнённые-неосложнённые и распространённые-нераспространённые — это одно и то же?

                  • Осложнённые-неосложнённые и полные-неполные — это одно и то же?

                  Правильные ответы:

                  1. неосложнённое
                  2. осложнённое
                  3. осложнённое
                  4. осложнённое
                  5. неосложнённое
                  6. осложнённое
                  7. осложнённое
                  8. осложнённое
                  9. нет
                  10. нет

                  Смотрите также

                  — Понравилась статья?:)

                  Главная » Котята » Как правильно приучить котенка к лотку

                  Как правильно приучить котенка к лотку

                  Как правильно приучить кошку к лотку

                  Первое время желательно находиться с кошкой рядом, чтобы помочь ей свободно ориентироваться в новом пространстве. Если такой возможности нет, пространство необходимо ограничить определенным образом и предоставить все условия для питания, доступа воды, и конечно же, поставить лоток.

                  Но в любом случае, первый день самый важный в формировании дальнейшего привыкания. Приучить кошку к лотку будет гораздо проще, если посадить ее сразу в лоток для того, чтобы она освоилась. После каждого пробуждения и кормления также необходимо сажать ее на лоток, формируя в дальнейшем рефлекс опорожнения в определенные часы. Проследив в первый день за всеми действиями, тщательно контролируя ситуацию, можно разработать тактику для последующих дней. Само поведение котенка может подсказать, что ему уже необходимо сходить в туалет: он начинает скрести пол и обнюхивать места. Важно не упускать эти моменты: необходимо помочь ему найти нужное место, и вопрос «как приучить кошку к лотку» постепенно будет все меньше и меньше волновать вас.

                  Очень важным моментом в воспитании является ласка и похвала за сделанные кошечкой действия. Стоит ее погладить, приласкать, говорить ласковые слова. Причем, называя ее по имени. Кошки очень чувствительны и запоминают, что какие-то действия могут вызвать положительную реакцию хозяйки. Чаще всего это может быть дополнительным стимулом.

                  Чтобы приучить кошку к лотку нужно помнить, что это очень чистоплотные питомцы. Они очень брезгливы. Вторично в этот же лоток могут и не пойти, поэтому будет хорошо, если место будет своевременно убираться и мыться. Конечно, это не лучший вариант для тех ситуаций, когда кошка длительное время находится одна, и проблему с чистотой вы физически не сможете избежать.

                  Если все-таки был упущен момент, и котенок успел сходить в неположенное место, обратить его внимание на это упущение стоит сразу же.

                  Несложно или не сложно — как правильно пишется

                  Иначе потом ругать не имеет смысла, он просто забудет о том, что произошло. Необходимо убрать бумагой результат его ошибки и отнести на лоток, тем самым показывая, где он должен справляться. Приучить кошку к лотку несложно, главное потратить на это немного своего времени и терпения.

                  Места, которые пометил котенок под туалет, следует тщательно вымывать и обрабатывать специфическими веществами. Это может быть сок лимона, уксус, разведенный в воде или специальные средства, в разнообразии предлагаемые зоомагазинами.

                  Если кошка выбрала одно и то же место для туалета, стоит положить на время пахнущие предметы (тряпку с сильным запахом парфюма, дольки чеснока и лука, парфюмерное мыло).

                  Если периодически следить за поведением питомца, чистотой лотка, то приучить кошку к лотку не составит труда. Наблюдение поможет определить: нравится ли место и комфортно ли там кошке, нет ли раздражающих запахов освежителя или запаха бытовой продукции. Все это может стать причиной отказа кошки ходить в лоток в установленное вами место. Использование наполнителя играет немаловажную роль. Стоит понаблюдать, нравится ли кошке он или представляет неудобство.

                  Видео по теме

                  Как приучить котенка к лотку

                  В предыдущей статье мы с вами уже разбирали вопрос «Как и чем кормить котенка?», чтобы он вырос здоровым крепким и радовал нас своим присутствием. Теперь, на повестку дня встал другой, не менее важный вопрос, а именно: Как приучить котенка к лотку? Думаю, этот вопрос интересует всех хозяев, которые только что привели к себе в дом это прекрасное создание.

                  Понятное дело. Ведь никому не хочется наступать на лужицы в прихожей, терпеть ужасный запах в квартире и постоянно ругать за это своего новоиспеченного сожителя. Чтобы избежать всех этих неприятных последствий, ниже мы рассмотрим, как же правильно и максимально быстро приучить питомца к лотку, тем самым сделать его пребывание в квартире приятным для всех членов семьи.

                  Итак. Существует несколько действенных способов приучить котенка к лотку, но также есть несколько общих правил, которые нужно соблюдать в любом случае:

                  • лоток должен находится в защищенном от посторонних глаз месте;
                  • лоток должен быть сделан из пластика;
                  • не должно присутствовать посторонних запахов;
                  • не ругайте питомца около лотка.

                  Лоток обязательно должен быть сделан из пластика, другие материалы не рассматриваются. От лотка не должно исходить посторонних для котенка запахов, поэтому мыть лоток необходимо только водой. При виде лотка у питомца должны проявляться только положительные эмоции, чтобы этого достичь никогда не ругайте котенка около лотка и старайтесь не напугать его звуком падающей посуды и прочими бытовыми ситуациями, иначе котенок будет, просто напросто, бояться лотка и никогда к нему не подойдет.

                  Как приучить котенка к лотку безотказные способы

                  Теперь вернемся непосредственно к тем способам, с помощью которых, используя выше перечисленные правила, можно приучить животное к лотку. Для осуществления первого способа, вам необходимо в первые 1-3 дня пребывания котенка на новом месте, максимально ограничить его передвижения по комнатам. Лучше всего предоставить ему кухню и туалет. Делается это для того, чтобы котенок быстрее освоился в новом помещении и всегда самостоятельно смог бы найти дорогу к туалету. Дальше дело техники.

                  Организм котенка устроен так, что после еды ему почти сразу захочется в туалет, и как только он начнет искать место для своего подвига, нужно аккуратно, не нажимая на живот, отнести его в лоток. Для уверенности, чтобы котенок понял, для чего он здесь оказался, можно покапать его лапкой наполнитель. И после того как он сделает свое дело, обязательно похвалите его и погладьте. Помните о положительных эмоциях. Данную процедуру повторять в течении первых трех дней, пока котенок сам не начнет ходить в лоток.

                  Способ №2. Если ваш котенок оказался с характером, и в предложенных вами местах, делать свои дела наотрез отказывается, воспользуйтесь следующим способом. Проследите за ним и пронаблюдайте, где он сделает свою первую лужицу, ну или горочку, и именно на этом месте поставьте лоток. Если это место вас устраивает, то проблем нет, если же нет, то каждый день передвигайте лоток в нужную сторону на 10-15 сантиметров до конечно пункта. При этом нужно контролировать, чтобы котенок постоянно пользовался лотком. Способ тоже достаточно действенный и в последующем котенок будет постоянно ходить куда надо.

                  Способ №3. Для полного комплекта предложим вам еще один способ приучения питомца к лотку. Чтобы его осуществить, необходимо, также проследить, где котенок сделает свое дело. После этого собрать его производственные отходы туалетной бумажкой, положить в лоток и показать котенку. Использовать наполнитель в данном случае не нужно, т.к. он вбирает в себя запах, и найти свой туалет котенку будет сложно. Место настоящего подвига после этого необходимо тщательно вымыть и освежить неприятным для кошек ароматом, например, цитрусами. Можно, также, на время заставить это место мебелью. Производить данную процедуру до вашей полной победы.

                  Читать далее >> Узнайте, сколько могут прожить кошки. 

                  Если эта статья помогла Вам решить какую-то проблему или просто понравилась, пожалуйста, поделитесь ею с вашими друзьями. Возможно, этим действием вы поможете им решить похожую проблему в нужный момент. Просто нажмите кнопку соц. сети которой Вы пользуетесь.

                  Как приучить кота к лотку? Советы и рекомендации, возможные проблемы, видео

                  Поставив себе цель приучить своего любимца – кота – ходить в лоток, нужно не только запастись терпением, но и правильно подойти к решению этой важной для всех обитателей квартиры задачи.

                  Понимание кошачьей антропологии – базовый принцип идеальной чистоты в доме

                  О стремлении представителей отряда кошачьих испражняться в нечто рыхлое и сухое хорошо знают не только любители домашних животных, но и люди, не испытывающие симпатии к нашим меньшим братьям.

                  И в то же время мало кто знает, что эта наклонность, которую можно заметить уже у крохотного котёнка, берёт начало у далёких предков этих игривых и ласковых животных: у диких кошек, по сей день обитающих в знойных африканских пустынях.

                  Данная природная особенность была использована для разработки подхода по воспитанию кошек.

                  Первые чисто практические шаги по облагораживанию уличного или запущенного домашнего кота

                  Приступая к перевоспитанию уже достаточно взрослого животного и  решив приучить кота ходить в лоток, нужно, прежде всего, навести в доме идеальную чистоту: отмыть все уголки, полностью устранить малейший запах кошачьих меток.

                  Нельзя привить привычку к лотку, если в квартире останется хоть одно место, где животное совершило свой туалет: это будет стимулировать котёнка или подросшую особь к повтору.

                  Не стоит в борьбе за чистоту и порядок прибегать к средству, в составе которого содержится, даже в небольшом количестве, хлорка. Дело в том, что этот компонент, вступая в реакцию с мочой, способствует усилению запаха последней.

                  Современные специализированные магазины предлагают своим покупателям средства, при разработке которых учитывался биохимический состав организма кошек. Благодаря этому средства реально эффективны при применении и не создают побочных проблем.

                  Действия по переориентации кошек

                  Наконец дом по-настоящему чист – ни в одном его, даже самом труднодоступном, углу нет даже малейшего намёка на запах кошачьих меток. В такой квартире будет относительно легко приучить кота ходить в лоток.

                  Предупреждая естественные природные позывы котёнка, надо в каждом помещении квартиры или дома разместить по одному лотку. В ёмкость кладётся наполнитель, оптимально удачным вариантом которого считается вариант, содержащий гранулы, по мелкости не уступающие песку.

                  Моча котёнка, помещённая туда же, будет своеобразным указателем для животного: таким образом запах ему «подскажет», где отныне его туалет.

                  Прежняя жизнь на новый лад

                  Далее хозяину питомца необходимо немного проследить за ним: как только по поведению животного станет понятно, что ему нужно в туалет, его нужно отнести к лотку.

                  Если после первых опытов кот будет вроде бы приближаться к лотку, но совершать свои дела мимо него, не стоит отчаиваться. Вместо этого нужно как следует вымыть испачканное место.

                  Дополнительно рекомендуется смазать этот участок лимоном, прекрасным альтернативным вариантом которого может стать мазь «Звёздочка».

                  Если первый этап прошёл успешно – кот начал пользоваться лотками, что происходит, как правило, в течение нескольких дней, то нужно постепенно сокращать их количество в доме.

                  Лучше всего убирать по одному лотку в 1-3 дня.

                  Любителям неги и комфорта

                  Мягкое, игривое и ласковое животное нередко избирает местом своего туалета такие же мягкие и тёплые места. В исключительных случаях таковым становится хозяйский … диван.

                  В этой ситуации приучить кота ходить в лоток можно, лишь отбив у него эту тягу к испражнениям к неподобающих местах. Для этого диван застилается простынёй, на которую приклеивается липкая лента.

                  Ловкий прыжок завершится неприятным прилипанием, которое животное вряд ли захочет повторять. Время, необходимое для того, чтобы приучить кота ходить в лоток, в этом случае займёт несколько дней или немного больше.

                  Обзор возможных проблем

                  Если приходится терпеть неудачи, приучая кота к лотку, нужно понимать, что в основе такого неуспеха лежит какая-то причина. Выявив реальный источник проблемы, намного легче справиться с задачей и добиться желаемых результатов.

                  Сбой в функционировании каких-либо органов

                  Чаще всего животному трудно перестроиться и начать вести себя по-иному, так, как ожидает хозяин, из-за проблем со здоровьем. Не исключено, что первый «поход» к лотку был связан с болезненными ощущениями.

                  Итогом неприятной ситуации стало возникновение стремления избегать новое место для туалета. В этом случае хозяину нужно взять своего любимца к ветеринару. Приступать к решению задачи по адаптации кота к лотку можно, лишь убедившись, что животное абсолютно здорово.

                  В ходе обследования у специалиста необходимо сдать все анализы своего четвероногого друга: кал и мочу, кровь. Нужно также, чтобы ему сделали УЗИ.

                  Нарушения в душевном здоровье

                  Не менее значимой причиной может оказаться стрессовое состояние. Вызвать его может переезд на новую квартиру или даже в другой город, страну, появление нового члена семьи, чем-то невольно напугавшего или обидевшего животное.

                  При проблеме психологического характера чаще всего рекомендуют какие-либо лёгкие и безопасные средства успокоительного воздействия. В качестве таковых могут быть выписаны капли «Фитекс» или «Феливей».

                  Крайний случай и принятие соответствующих мер

                  Возможно также, что когда не удаётся приучить кота ходить в лоток, животное не столько упрямится новому месту туалета, а просто занимается тем, что метит свой территорию.

                  Дело в том что у мужских особей этих зверей есть склонность мочиться на какие-либо вещи, расположенные вертикально, а у женских наблюдается наклонность делать метку во время течки – таким образом, что в разных уголках дома остаётся небольшое количество кошачьей мочи.

                  Если у домашнего любимца наблюдается именно эта проблема, то единственным выходом в этой ситуации становится принятие решение о его кастрации или стерилизации.

                  Продуманность всех действий – залог счастливой жизни и воспитания котёнка

                  При содержании в квартире домашнего животного неизбежно столкновение и борьба хотя бы с одной неприятной привычкой четвероногого любимца.

                  Между тем в процессе покупки далеко не все задумываются, насколько легко или трудно удастся приучить кота ходить в лоток, или считают, что легко и быстро сумеют справиться со всеми трудностями.

                  Проблемы для многих начинают, когда подросший или подрастающий зверь начинает делать метки по углам, раздирать когтями любимый всей семьёй диван или кресло, проявлять другие отталкивающие привычки.

                  Итоги всех этих проявлений зачастую печальны: животное начинает вызывать раздражение, и не сумевшие справиться с проблемой хозяева вышвыривают его на улицу. Среди бездомных животных немало тех, кто начинал свою жизнь в тёплом доме, в чистоте, уходе и сытости, под взглядом обожающих хозяев.

                  Чтобы избежать быстрого плачевного исхода, будущие хозяева маленьких котят должны как следует подготовиться – вооружиться информацией, нужными знаниями и терпением, которые помогут превратить пушистого несмышлёныша в настоящего друга семьи, а не в несчастное животное, оказавшееся в не самый прекрасный день на улице, в среде, к жизни в которой его просто не готовили.

                  Понимание, что и когда нужно сделать, чтобы приучить кота ходить в лоток, является одной из составляющих решения проблемы.

                  Как правильно и без хлопот приучать кота к лотку

                  Появление в доме пушистого питомца – это не только масса позитива и веселья, но и, что греха таить, периодические «сюрпризы» в самых неожиданных местах. Впрочем, не стоит бояться того, что кошачьи экскременты будут появляться в квартире постоянно – эти умные животные очень быстро понимают, что надо ходить «на горшок» в специально отведенное место.

                   Как приучить к лотку маленького котенка?

                  Оптимальный вариант, если мама-кошка уже приучила своих малышей делать свои дела правильно. Тогда достаточно, выбирая малыша, прихватить с собой «кусочек» его запаха – к примеру, несколько гранул или щепотку песка из использованного туалета. И подмешать к новому наполнителю в новом лотке. Каким бы слабым ни был этот запах, котенок его обязательно почувствует и пойдет в это место.

                  Но бывает и так, что маленькие котята не умеют пользоваться лоточком. Тогда понадобится специальный кошачий ликбез. Малышу надо объяснить, что от него хотят. Не словами, естественно, а поступками.

                  Обычно котята оправляют свои нужды сразу после еды. Достаточно выждать момент насыщения, когда питомец отвалился от миски, и сразу же отнести его в туалет, посадив прямо в лоток. Скорее всего, природа возьмет свое, две-три процедуры – и проблема будет решена.

                  Если лоток остается девственно чистым, за котенком надо последить. В ближайшее время он начнет где-то обязательно присаживаться, моститься, обнюхивать пол, «копать» его. Аккуратненько, чтобы не напугать животинку, следует перенести котика в туалет. Но, даже если не успели подхватить вовремя, все же выполните эту процедуру после – пусть малыш пороется в наполнителе, глядишь, немного специфического запаха на нем останется.

                  Главное – не ругать, не вопить и не наказывать. Если котенок испугается или обидится на хозяина, все свои дела он будет делать в укромных уголках, и о «сюрпризах» вы будете узнавать исключительно по неприятному «аромату».

                   Нравится – не нравится

                  Коты – существа привередливые. Вроде бы, раньше без проблем на лоточек ходил, а в новом доме никак не хочет! Надо быстро выяснить, что ему не нравится – переупрямить кошку очень сложно, привыкнув оправляться где-нибудь под кроватью, она может делать это всю жизнь с чувством полного удовлетворения.

                  Котенку может не нравиться место, которое ему отвели под туалет. К примеру, оно недостаточно интимное – не забываем, что кошки очень «скромные» существа и не любят справлять свои биологические потребности на глазах у людей.

                  Его может не устраивать сам лоток. Металлические емкости издают неприятный звук при закапывании, к тому же они имеют особый запах, который для людей незаметен, а кошку отпугивает. Лучше выбрать специальный пластиковый лоточек-корытце, желательно, широкий и с глубокими бортиками – кошки любят качественно зарывать экскременты, поэтому из мелкого лотка наполнитель будет разлетаться по всему помещению.

                  Иногда хозяева покупают специальные двойные лотки с решетками, но их надо постоянно мыть. С одной стороны, использование специальных чистящих средств может раздражать обоняние котенка. К тому же, рыться в таком лотке неудобно, короче – никакого удовольствия!

                  Если же выбирать лоток с наполнителем, то стоит учитывать его состав. Некоторые коты и рады бы ходить в туалет, но содержимое их категорически не устраивает. Возможно, оно издает какой-то запах, слишком пылит или гремит. Поэтому, если кошка отказывается справлять нужду в лоток, в первую очередь надо попытаться заменить наполнитель.

                  Причины проблем с кошачьим туалетом

                  Котик, переживший по вине хозяина стрессовую ситуацию во время интимного процесса, может воспылать неприязнью к своему лотку. Именно поэтому существует правило – даже, если питомец раскидал наполнитель по всему помещению, нельзя его ругать и наказывать непосредственно в туалете. Он может в последующем избегать таких неприятных моментов, справляя нужду там, где хозяин не увидит.

                  Когда кот обижается на хозяина, он начинает ему мстить – в этом случае экскременты могут появиться в туфлях, на кровати, на столе. Переломить такое поведение силой вряд ли получится – лучше уж поскорее помириться с котиком и подольститься к нему.

                  Если животное начинает ходить в туалет очень часто и в самых неожиданных местах, стоит задуматься – не страдает ли котик недержанием? В таких случаях стоит не наказывать питомца за отсутствие хороших манер, а показать его ветеринару.

                  СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?

                  В стенах Московского университета бытует исторический анекдот, повествующий о первых шагах совместного (для мужчин и женщин) высшего образования.
                  В один из майских дней стояла необычная жара. Студенты и первые, крайне немногочисленные студентки изнемогали в душной аудитории. Почтенному профессору (разные рассказчики приписывают эту историю разным ученым) приходилось не легче. Наконец он решился. «С вашего позволения, — произнес профессор, — я, пожалуй, сниму сюртук. Господам студентам советую сделать то же самое». А затем добавил с издевательской ухмылкой, глядя на зардевшихся студенток: «Дамам этого предложить не решаюсь». Вероятно, профессор полагал, что весьма остроумно поставил на место зарвавшихся выскочек, которые вопреки естеству затесались в чисто мужское учреждение. В самом деле, испокон веку речь велась об ученых мужах; мысль об «ученых женах» никому даже в голову не приходила.

                  ПРИВИЛЕГИЯ МЫСЛИТЬ
                  Сегодня в любой школе стены кабинетов украшают портретные галереи выдающихся литераторов, математиков, физиков, биологов, композиторов. Лица — исключительно мужские, если не считать чудом вклинившегося портрета Марии Кюри (да и та, как известно, прославилась соавторством со своим ученым супругом). Для ревнителей мужского шовинизма эта галерея — пожалуй, самый весомый аргумент. Нравится нам это или нет, современная наука и культура созданы преимущественно мужчинами. Женщины никоим образом не продемонстрировали своей способности к столь же высоким достижениям. И наша цивилизация по сути своей является мужской.
                  Контраргумент, который выдвигают феминистки, безупречен и прост. Преимущество, которое мужчины объясняют своими способностями, на самом деле было ими насильственно узурпировано. Опираясь на свою физическую силу, мужчины буквально отстранили женщин от интеллектуальных и творческих сфер деятельности, вытеснив их в царство кастрюль и пеленок. С древнейших времен женщины были лишены возможности образования и интеллектуального совершенствования. Теперь, когда с неравноправием покончено, женщины готовы встать вровень с мужчинами, а то и доказать свое превосходство. По убеждению феминисток, цивилизация будущего — это женская цивилизация, на знамени которой будет начертано: «Все люди — сестры».
                  Вряд ли следует присоединяться к бесплодной перепалке о преимуществах того или другого пола. Но, дабы разобраться в истории образования полов, нелишне прислушаться к аргументам обеих сторон. Действительно, в истории человечества мужчинам принадлежит привилегия мыслить и творить, исследовать и созидать. Но верно и то, что на протяжении тысячелетий женщины были лишены элементарной возможности этому научиться. Ибо вся история школы и педагогики — это, по сути дела, история обучения мальчиков.

                  ОБРАЗОВАННОСТЬ — НЕ ДОСТОИНСТВО
                  Многовековую философию афористично выразил Фридрих Ницше, утверждавший: «Мужчина должен быть воспитан для войны, женщина — для отдохновения воина». Эту мысль можно толковать и расширительно, разумея под войной нелегкую борьбу за освоение мира. Естественно, что обучение и воспитание всегда имеют своей целью подготовку человека к исполнению предначертанной ему роли. Ответственная роль мужчины требует освоения многих сложных знаний и навыков. Роль женщины — по сути своей второстепенная и подчиненная — в большинстве случаев не требует даже элементарной грамотности. Так и повелось с древнейших времен.
                  В Древнем Египте образование было элитарным, его получали только будущие чиновники, жрецы и писцы. Сохранившиеся источники говорят лишь о школьном обучении мальчиков. Известно только два случая, когда писцами становились женщины (которые, вероятно, получили домашнее образование).
                  Такое же положение было и в Месопотамии, где в школах обучались исключительно мальчики и юноши. Правда, сохранившиеся образцы семейной переписки мужей с женами свидетельствуют о грамотности некоторых женщин, которая также, вероятно, являлась результатом домашнего обучения. Образование для женщин признавалось не только необязательным, но и излишним (за исключением весьма специфической подготовки жриц).
                  В древней Индии интеллектуальное и нравственное совершенствование под руководством наставника-гуру было исключительной привилегией мужчин. Девочки не проходили ученичества, их посвящением во взрослую жизнь считалась свадьба. Известное образование предусматривалось лишь для гетер и храмовых блудниц.
                  Образование в Китае с древнейших времен базировалось на конфуцианской идеологии. А, как известно, премудрый Конфуций утверждал: «У заурядной женщины ума — как у курицы, у незаурядной — как у двух кур». А что толку наставлять курицу, если самой природой ей предначертана роль наседки?
                  Древние Греция и Рим, откуда фактически проистекает наша современная цивилизация, в данном вопросе солидаризировались с идеологией Древнего Востока. Система образования в античную эпоху была уже весьма совершенной, однако ориентированной исключительно на сильный пол. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. При этом они, разумеется, могли освоить грамоту, основы искусств и наук, однако это считалось вовсе не обязательным. Образованность ничего не добавляла к достоинствам жены и матери, хранительницы домашнего очага. В ином положении находились лишь гетеры, чья роль предусматривала не только телесное, но и духовное услаждение мужчин, что требовало соответствующей подготовки.
                  Таким образом, в древнем мире даже не ставился вопрос не только о совместном обучении мальчиков и девочек, но и вообще о необходимости образования для женского пола. Лишь в Спарте была налажена система совместного общественного воспитания, которая, однако, ограничивалась физической подготовкой девочек наравне с мальчиками. Впрочем, это определялось всей, весьма специфической, системой социальных ролей в Спарте. В отсутствие мужчин, ушедших в военный поход, спартанские женщины должны были уметь с оружием в руках держать в повиновении рабов-илотов и дать отпор возможному вторжению врага. То есть афоризм Ницше был для спартанцев неприменим: к войне готовились оба пола. Неудивительно, что в ходе подготовки между мальчиками и девочками не делалось буквально никаких различий: и те, и другие совместно занимались физическими упражнениями безо всякой одежды и за оплошности подвергались одинаково жестокой публичной порке. Что же касается образования в широком смысле слова, то им спартанцы пренебрегали: к чему воину ученость? Немудрено, что, поразив мир примерами исключительной воинской доблести, Спарта внесла ничтожный вклад в культурное наследие античности.

                  РОБКИЕ ПОПЫТКИ
                  Первые известные примеры организованного обучения девочек относятся лишь к VIII в., когда при некоторых европейских монастырях стали открываться школы для будущих монахинь. Эти школы давали ученицам лишь минимум знаний, необходимых для пострижения, поэтому в данном случае об образовании в полном смысле слова говорить фактически не приходится. С XI в. школы для девочек стали создавать мирские женские братства. Первую попытку совместного обучения мальчиков и девочек предпринял в XV в. итальянский педагог-гуманист Витторино да Фельтре. Впрочем, этот опыт имел локальный характер и не оказал заметного влияния на педагогическую теорию и практику.
                  Начиная с Эразма Роттердамского многие мыслители отстаивали идею необходимости широкой умственной культуры для женщин и соответственно — женского образования. В то же время само собой подразумевалось, что такого рода образование должно быть сообразно женской природе, а следовательно — отличаться от того, что принято для сильного пола. Прогресс в этой сфере заключался в создании особых женских учебных заведений. Так, в Германии с XVI в. создавались городские школы для девочек, а в XVIII в. стали открываться средние учебные заведения — «высшие школы для девушек», но число их было невелико. В Великобритании школьное образование для девочек стало доступно только с XVIII в. в так называемых благотворительных школах, программа которых ограничивалась обучением грамоте и катехизису.
                  В XVIII в. вопрос о женском образовании поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, а также в сочинениях просветителей. Во время Великой французской революции в 1791 г. Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в котором впервые была высказана мысль о ремесленных школах для женщин. М. Кондорсе, считавший, что бесправие женщины не может быть оправдано ни ее физическими, ни ее нравственными качествами, в 1792 г. выдвинул новый проект женского образования. Однако практических последствий эти проекты не имели.
                  Коренные изменения произошли в течение XIX в. с распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего начального образования. Широкое применение получило совместное обучение детей обоего пола в начальной школе. В США, Нидерландах, скандинавских странах, в некоторых кантонах Швейцарии девушки были допущены в общие средние учебные заведения. Постепенное сближение (а в ряде стран и слияние) женской школы с мужской происходило в 1-й половине XX в. Параллельно развивалось и высшее женское образование. Первым открыл свои двери для женщин небольшой колледж «Оберлин» в штате Огайо (США) в 1833 г.
                  С 1860-х гг. ряд университетов США начинает принимать женщин наравне с мужчинами (вероятно, знаменитую доктора Куин следовало бы отнести к той плеяде).
                  В Европе с 1867 г. предоставил женщинам права студентов Цюрихский университет, в числе первых студенток которого были и девушки из России.

                  В конце 60-х гг. стали доступными для женщин и другие университеты Швейцарии. В 70-х гг. женщины получили право обучаться в университетах Франции, Швеции, Дании, Италии; в 80-х гг. — Великобритании, Бельгии, Норвегии, Румынии; на рубеже XIX–XX вв. — Греции, Германии, Болгарии, Сербии. В начале ХХ в. женщины в развитых странах получили повсеместный доступ в высшие учебные заведения (в ряде стран с некоторыми ограничениями).

                  «ДЕЛО НЕПРИСТОЙНОЕ»
                  Первое известие об обучении девочек в Древней Руси относится к XI веку: в 1086 г. Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею женских монастырях обучала не только монахинь, но и девушек-мирянок. В 1-й половине XVI в. митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам — «отрокам и девицам».
                  С начала XVII в. хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки (правда, этим правом поначалу воспользовались единицы). В 1724 г. было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам.
                  В народные училища, созданные по Уставу 1786 г., принимались дети обоего пола, но обучение девочек в общественных школах продолжало считаться, по утверждению Г.Р. Державина, «делом непристойным». В этих училищах в 1786–1796 гг. учились только 12600 девочек, то есть в 13 раз меньше, чем мальчиков. По Уставу 1804 г. девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных училищах и даже в гимназиях, но обычно совместное обучение не практиковалось, а к 1810 г. в уездных училищах и гимназиях девочек совсем не стало. В дальнейшем образование осуществлялось исключительно раздельно, за исключением начальных народных школ, в которых по Положению 1864 г. могли обучаться «дети всех состояний обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские».
                  Таким образом, в России и зарубежных странах на протяжении долгого времени обучение в учебных заведениях было преимущественно раздельным. Отдельные опыты совместного обучения касались главным образом начального, элементарного уровня и не имели значительного эффекта в массовом масштабе.

                  НЕБЕССПОРНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ
                  В нашей стране положение кардинально изменилось после 1917 г., когда правительственным постановлением было введено всеобщее совместное обучение. Некоторый отход от этой политики имел место в 1943 г., когда наряду со школами с совместным обучением были открыты и отдельные школы для мальчиков и для девочек (всего 2% от всех школ СССР, исключительно в крупных городах). Эта практика осуществлялась недолго, и уже в 1954 г. параллельная система раздельного обучения была упразднена.
                  В настоящее время во всем мире практикуется преимущественно совместное обучение. Однако в большинстве развитых зарубежных стран существуют и многочисленные элитарные частные школы для мальчиков и для девочек.
                  Таким образом, массовое совместное обучение является достижением последнего столетия, причем достижением небесспорным. Наряду с очевидными преимуществами, главное из которых — реальное предоставление женскому полу права на полноценное образование, такая политика таит и ряд скрытых издержек. В первую очередь, это своего рода «бесполость» образования, когда особенности полов не подлежат учету в процессе обучения. Здравомыслящие люди, в том числе психологи и педагоги, не склонны сводить обсуждение этих особенностей к сварливой перепалке о преимуществах. Однако тот факт, что специфические личностные и когнитивные гендерные особенности существуют, похоже, сомнению не подлежит. Просто воспринимать эти особенности следует безоценочно, дабы не лить воду на мельницу фанатиков мужского шовинизма или феминизма. Особенности полов надо изучать и учитывать. И тут перед психологами открывается непочатый край работы.

                  СУЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ
                  В последние годы в нашей стране развернулась оживленная дискуссия о необходимости снова ввести в практику раздельное обучение. Кое-где уже и предприняты практические шаги в этом направлении — на эксперименты мы всегда были скоры. Поистине наполеоновская амбиция: «Надо ввязаться в бой, а там посмотрим, что получится». (Получилось, как известно, Ватерлоо.) В печати то и дело мелькают суждения психологов, титулованных и не очень, на эту тему.

                  Как правильно пишется: несложно или не сложно?

                  Их позиция почти единодушна. Вот лишь несколько показательных примеров из публикаций последних лет.

                  Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО: «Я не считаю раздельное обучение целесообразным. Тем более — в младшей школе. Нарушается естественная среда общения, а восстановить ее потом, сформировать заново бывает очень трудно. Серьезных психофизиологических оснований для такого разделения нет».

                  Ольга Карабанова, заместитель заведующего кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ: «Для своих детей я предпочла смешанное образование. Раздельное обучение — это недостаток, приводящий в большинстве случаев к неправильному половому воспитанию, что отражается в будущем на семейной жизни и браке».

                  Михаил Щербаков, директор Института развития личности: «Смотря что за система и какая у данного учебного заведения программа. Если это калька с гимназии, то должен быть отобран определенный контингент преподавательского состава, да и учеников нужно отбирать, не для всех система подходит. Иначе выиграет только государство, получив стройные ряды воинов, личности же с высоким интеллектом от такого обучения только потеряют».

                  Ирина Христосенко, психолог: «В основе идеи раздельного обучения лежит уверенность в том, что мальчикам и девочкам нужно разное образование. Но тогда нужно ответить на вопрос: где, в каком обществе они будут впоследствии жить?
                  Конечно, есть страны, прежде всего ортодоксально-мусульманские, в которых ценность раздельного обучения мальчиков и девочек совершенно очевидна и несомненна. В этих странах жизнь взрослых мужчин и женщин протекает как бы в параллельных мирах. Есть «женский» дом, есть «мужской» дом… Жизнь мужчин и женщин здесь пересекается только в семье. Что касается деловых, партнерских, светских отношений, то там отношения мужчин и женщин сведены к минимуму. Поэтому тот опыт, который ребенок получает в школе, когда мальчики общаются только с мальчиками, а девочки только с девочками, здесь оказывается адекватен последующей жизни.
                  В современной европейской культуре все устроено по-другому. Сегодня практически не осталось чисто мужских или чисто женских профессиональных сфер, и тенденция эта только усиливается.
                  Кстати говоря, в европейских странах достаточно долгое время господствовал идеал раздельного обучения. Взрослый мир строился на четком разделении «мужского» и «женского»: предполагалось, что у женщин и мужчин принципиально разные возможности и способности. Потребовались огромные усилия, чтобы преодолеть эти представления и построить мир современной европейской цивилизации, одной из ведущих ценностей которой является представление о принципиальном равенстве культурных возможностей мужчин и женщин.
                  Конечно, мужчины и женщины всегда остаются мужчинами и женщинами по физиологическим параметрам. Так же можно говорить о специфике женского и мужского восприятия мира и разных стратегиях самоосуществления в этом мире. Однако сегодня безусловным анахронизмом являются рассуждения о том, что у мальчиков, к примеру, более сильный логический интеллект, а у девочек более яркое образное мышление. Или что мальчики более склонны к творческому учению, а девочки — к механической зубрежке. Никакими серьезными экспериментами эти тезисы не подтверждаются. Наблюдаемые же в реальных условиях различия определяются в значительной мере культурными стереотипами и установками. Хорошо известно: если в обществе реально, а не на словах преодолевается дискриминация по половому признаку, это приводит к всплеску творческой активности женщин. Что касается обществ традиционалистского типа (каковым во многом продолжает оставаться и Россия), то здесь продолжают доминировать установки на так называемый мужской интеллект как единственно возможную форму интеллекта.
                  Так что, ставя вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек, мы должны думать о некой социальной перспективе, в которой им предстоит жить. Если мы связываем свои идеалы с ценностями современной европейской цивилизации — это одна история. Если же мы связываем перспективу своего развития с реанимацией традиционалистских ценностей, тогда действительно целесообразно «мужское» и «женское» образование и соответственно всяческое поддержание статуса исключительно мужских и исключительно женских профессий.
                  Заметим: если образование происходит раздельно, ребенок оказывается лишен ежедневного опыта образовательного взаимодействия с противоположным полом, и в последующем это будет ему мешать строить адекватные социальные отношения в мире, в котором нет разделения на «мужской» и «женский» дома. По сути дела, при раздельном обучении происходит резкое обеднение социальной среды и, следовательно, обеднение образовательной среды и обеднение возможностей будущей жизни.
                  Возможно, кто-то предполагает, что при раздельном обучении удобнее учить. Мол, у девочек и мальчиков есть психологические особенности, которые требуют разных способов обучения. Мол, нужно учить одному и тому же — но по-разному. Разумеется, специфика есть. Но любой педагог учитывает эту специфику в рамках совместного обучения».
                  Впрочем, вопреки всем этим суждениям эксперимент набирает силу. Говоря словами французского стратега, в бой мы уже ввязались. Остается посмотреть, что получится…

                  Сергей СТЕПАНОВ

                  Статья подготовлена при поддержке сайта женского психолога www.ElenaKosheleva.Ru. Отношения между женщиной и мужчиной – это сложный союз двух личностей, и порой женщины не знают как вести себя в той или иной ситуации. Помочь решить эту проблему смогут женские тренинги профессионального психолога. На сайте, расположенном по адресу www.ElenaKosheleva.Ru, вы сможете, не отходя от компьютера, записаться на тренинг по выгодной цене.

                  Несложно или не сложно

                  Добавить комментарий

                  Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *