«раненый молодой офицер – искл. овсяное печенье – ян рифмованные строки – есть ова они помолвлены – кратк. прич. плетённая дедом корзина – есть завис. слово подвержены простуде – кратк. прич. …»

раненый молодой офицер – искл.

овсяное печенье – ян

рифмованные строки – есть ова

они помолвлены – кратк. прич.

плетённая дедом корзина – есть завис. слово

подвержены простуде – кратк. прич.

копченая колбаса – непроизв. прил.

вкусное мороженное — еннИстория самая обыкновенная — еннНо вы, кажется, склонны придавать ей преувеличенное значение — кратк. прич.; есть прист.

Дровяной склад – янкартинная галерея – на стыке

Стеклянная посуда – искл.

осенняя погода – на стыке

Старинное оружие – на стыке

недюжинные способности – на стыке Полотняное бельё — янподлинное искусство – на стыке

жизненный — еннвзвинченный – соверш. вид

серебряный — янбалаганный – на стыке

укоризненный — еннжелатинный – на стыке

берестяной — янредакционный — онногненный — еннбылинный – на стыке

клееный – непроизв.

утиные истории — ин

проштампованное письмо – есть овачищенная морская рыба – соверш. Вид.

колено раздроблено – кратк. прич.

заявления рассмотрены – кратк. прич.

ношенные вещи – соверш. Вид.

писанный маслом пейзаж — есть завис. слово

жестяные банки — ян

Необразованные люди часто бывают невежественны – есть ова; кратк. прил.

Участники эксперимента были ограничены во времени – кратк.

Корзиночный ас. Как соцсети cделали знаменитым деда, торгующего корзинами

прич.

Ответы ученика были весьма неуверенны – кратк. прич.

Похожие работы:

«Глоссарий Потепление изменение погоды, сопровождающееся повышением температуры . Глобальное потепление повышение средней температуры климатической системы Земли . Температура — физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия системы . Скептик…»

«Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Зеленовская средняя общеобразовательная школа" Бинарный урок в 3 классе по теме "Общество". ( окружающий мир и обществознание) Мелихова Т.А….»

«Направление точных наук (математика) РЕШЕТО ЭРАТОСФЕНА. Выполнили: ученики 6 А класса Ряжев Илья и Атаманюк Данила МКОУ "Миндерлинская СШ"Руководитель: Клоцбах Зинаида Ивановна Тел. 8-908-017-27-53 с. Миндерла, 2016г.СО…»

«Всемирная история.1. ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНАЯ ИГРА СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ 6 классТЕМА: Древняя Греция ( Повторительно-обобщающий урок) ЗАДАЧИ: I) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: Древняя Греция"2) выявить пробелы в знаниях уч-ся;3) развивать логическое мышление, обогащать знания учащихся, прививать…»

«Пояснительная записка ( 10 класс история). Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской Н.В. Загл…»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса "История России" разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции новог…»

«Информационный меморандум Полное и краткое наименование ОАО: Открытое акционерное общество "Сошненское-агро", ОАО "Сошненское-агро" Адрес (место нахождения): Пинский район, аг. Сошно, ул. Центральная, 47 Сайт, e-mail: soshno-pinsk@tut.by Данные о государственной регистрации: ОАО "С…»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вятский государственный гуманитарный университет Факультет исторический Кафедра истории России Контрольная ра…»

Коса

В. В. Усачева

Славянские древности. Этнолингвистический словарь

под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 616-618

        КОСА, косы — вид женской прически, наделяемый брачной символикой; одну косу носили девушки (в том числе и старые девы), две косы — замужние женщины.

        Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою» (гуцул.), девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет (чеш., словац.). В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались» (укр. — МУРЕ 12:62).

         Коса символизирует готовность девушки к браку (о.-слав.), лента в косе была знаком того, что девушка на выданье (рус.). Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья — длинная широкая лента (Заонежье). Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение, ср. бел. пословицы: «Каса дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше (о.-слав.).

        Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку (серб.); в Юрьев день ходили причесываться в поле (югослав.), в Чистый четверг — под яблоню (новгород.); смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике (болг.); в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» (Охрид — Шапк. СБНУ 1:568); бегали под грибным (гомел.), летним (макед.) дождем; мазали волосы змеиным жиром (в.-серб.), жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж (хорв.); смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной (Босния); прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав (болг., макед., укр.); заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу (ю.-зап.-укр., гуцул.); плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам (укр.). Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола (рус.). См. Волосы.
 

         В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты (ярослав.). Обрядовая перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки (СД 1:247). Расплетение К. означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. В Архангельской обл. говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина» (АА). После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи» (рус.); их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор (в.-, з.-слав.). В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха — чтобы пчелы лучше роились ( укр. — Зел. ВЭ:337). Брат расплетал невесте косу (бел., пол.), заплетал ей две косы (бел.), но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую — сваха (рус.). Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи — ю.-рус., укр.). Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, / Не увязывайте моей шелковой косушки» (Ряз.ЭВ 2:192). В вост. Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы
 

617
«в куклу», с этой мину ты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали ее лицо. Ср. фразеологизм косой трепать ~ не выйти замуж, остаться в девках (москов.); косник ‘старая дева’ (архангел.) (СРНГ 15:44,58).

         Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца (гуцул.).

         Словом коса в свадебном ритуале называлась ‘прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник’ (перм., сибир.); пропивать косу означало ‘угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника’ (сибир., пензен.), чесать косу — ‘расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания’ (сибир.); выкупать косу ~ ‘дарить подарки родственникам невесты’ (том.), косу продавать — ‘брать выкуп за невесту’ (москов., Краснодар., сибир.) (СРНГ 15:43,44).

        Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой (ю.-рус., укр., пол. мазов). Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник (ю.-сибир., укр.), падкоснiк, закоснiк (бел.), а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата ~ косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою» (кубан.). Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу» (СРНГ 15:43).

        Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи (бел., правобереж. Полесье). Отрезали косу невесте в с.-вост. Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь — Боры Тухольские), у гуцулов и в зап. уездах Волын. губ. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы

        В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами (серб.). Вернувшись домой с похорон, заплетали косы.

Плетеная или плетенная как правильно?

В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центр. Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. (Городенщина). В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.

        Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время (трудных) родов расплетала косы не только роженица (о.-слав.), но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме (бел.); в обряде опахивания (рус.); при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). Расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист (витеб.). Распускали косы при проводах «русалки» (рязан.); некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле (о.-слав.), делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы (банат. геры). Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове (бреет., ПА). Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину
с распущенной косой.

618
        Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания. Обрезать
косу у девушки мог из мести отвергнутый парень (болг.). Женщина старалась отрезать косу разлучнице (словац.). Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности (в.-слав.); она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. (Моравское Словацко). Женщине косы обрезали за прелюбодеяние (волын.). Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем» В укр. песнях мотив пускания косы по реке — символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.

    Заплетение волос людям и животным — характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт (в.-слав.), ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается (Далмация). Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи (полес.). Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь (укр.); от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту» (укр., бел.); от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота (болг.).
 

Лит.: Романюк П. Ф. Из опыта картографирования свадебного обряда правобережного Полесья. Карта 7. Действия с косой невесты//ПЭС:20; Аф.ПВ 1:117,238,465; 2:499, 571; 3:40; Аф.ПМ:61-62; Гура СЖ; Сумц.СО: 23,29,89,115,119-122,155; ТОРП:125,149; ПА; РММАЕ 1960/3:259; Треб.ПДСК:226; Вак.ЕБ:479,480; Марин.ИП 2:540,741.
 

Дед плетет корзинки

В сети прославился челябинский старичок, который плетет корзины и продает их на трассе

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени.

Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

НОЧЛЕГ НА БЕРЕГУ. РЫБАЦКАЯ КУХНЯ

Что может быть приятнее ночлега в теплую летнюю ночь на берегу, под бархатной кровлей неба, усеянного бисером мерцающих звезд!

Вряд ли найдется такое, даже самое изысканное блюдо, которое можно было бы сравнить с ароматной ухой из только что пойманной рыбы, сваренной здесь же, на костре, отдающей дымком.

Настоящая рыбалка немыслима без всего этого.

Намереваясь переночевать на берегу у костра, выберите место засветло, чтобы успеть развести костер, приготовить пищу и оборудовать место для сна. Для ночлега более всего подходят сухие пологие берега или береговые террасы, на которых близко к воде подходит лес или заросли кустарника. Избегайте обрывистых или заболоченных берегов. Место ночлега должно быть защищено от ветра. Поблизости, особенно выше по течению, не должно быть водопоя скота. Располагайтесь на ночлег на некотором удалении от избранного места ловли: по земле и воде очень хорошо распространяются звуки (стук, удары по земле, топот ног и т. п.), которые слышит рыба, и она немедленно уйдет от этого места (особенно лещ, сазан и другие).

Останавливаясь на ночлег на берегу реки или озера, вытащите наполовину лодку на песчаную или травянистую отмель и привяжите ее к дереву или колу. Если предполагается пользоваться лодкой ночью, то привяжите ее легко развязываемым узлом (рис. 96). Такой узел хорошо держит лодку; при необходимости его очень легко развязать, потянув за свободный конец веревки.

Рис. 96.

Лес является народным достоянием, поэтому, располагаясь на ночлег, всемерно берегите его: без нужды не рубите и не портите деревья и кустарники.

В Советском Союзе лесные массивы находятся под защитой государства. С этой целью вокруг больших городов организованы многокилометровые лесоохранные зоны, в которых категорически запрещается рубить или ломать лесные насаждения. Поэтому шалаш нужно строить из валежника, бурелома и которые можно подобрать в лесу.

При разовой ночевке можно обойтись без палатки и без шалаша. На берегу реки останавливайтесь под одиночным деревом с густой кроной, которое защитит от дождя. Если же близко к берегу подходит лесной массив, то лучше всего расположиться на ночлег под старой елью, густая игольчатая крона которой надежно защищает даже от сильного ливня.

На луговом участке можно переночевать в копне сена: при этом ни в коем случае не курите, не зажигайте огня. После ночлега аккуратно соберите сено и уложите его на место.

Для ночлега очень хороша легкая брезентовая палатка «Памирка», весом около 4,5 кг, рассчитанная на двух-четырех человек и занимающая сравнительно мало места. Палатку ставьте на возвышенном месте, чтобы в случае дождя вода не залила ее. Если в месте установки палатки недостаточно сухо, то под днище ее подложите хворост, солому или свежесрезанную траву (осоку или тростник). После установки палатки следует окопать ее по контуру небольшой канавкой для отвода дождевой воды, стекающей с полотнища палатки. Палатку ставьте тыльной стороной к ветру. Сидя в палатке во время дождя, не прикасайтесь к ее стенкам, иначе она станет протекать в месте прикосновения. Чтобы обезопасить себя от укусов ядовитых змей или ползающих насекомых, при входе в палатку положите волосяную веревку или какую-либо шерстяную вещь — носки, варежки, свитер, свернутый жгутом.

При отсутствии брезентовых палаток можно построить двухскатный или односкатный шалаш на одного, двух человек и более.

Устройство двухскатного шалаша показано на рис. 97. Вбейте два длинных кола с развилками наверху, на которые положите толстую жердь. На каждом углу ее положите по одному наклонному колу с сучками. На сучки уложите 4–5 горизонтальных жердей. Они образуют обрешетку кровли шалаша. Кровля может быть из соломы, еловых веток, тростника, осоки и т. п. Шалаш начинайте покрывать снизу: сначала, уложите самый нижний ряд материала, а каждый последующий — так, чтобы нижний конец его закрывал верхний предыдущего. Тогда дождевая вода будет скатываться, не попадая внутрь шалаша. Особенно тщательно прикройте «конек» шалаша. Затем таким же образом выложите заднюю стенку шалаша (можно ее сделать в виде плетня).

Рис. 97.

Чтобы шалаш был устойчивым, привяжите его с обоих концов к деревьям или кольям.

Односкатный шалаш сделать еще проще. Для постройки шалаша можно использовать растущие деревья (рис. 98). Для этого на развилины близко стоящих деревьев положите жердь диаметром 5–9 см, на нее — несколько наклонных жердей на расстоянии 40–60 см друг от друга; жерди переплетите прутьями, а затем сделайте кровлю из подручного материала.

Рис. 98.

В шалаше сделайте постель. Сон и даже кратковременный отдых на голой земле очень опасен для здоровья.

Кроме того, на земле спать очень неудобно: уставшее за день тело не отдохнет как следует, а после плохого отдыха какая же рыбалка?

Постель в шалаше или под открытым небом можно сделать из еловых веток (лапника), осоки или камыша. Еловые ветки воткните в землю рядами, как черепицу, с некоторым наклоном внутрь постели, а по контуру положите две длинные и две короткие жерди. Жерди скрепите по углам кольями. Такая постель пружинит, как хороший матрац.

Можно наложить на землю слой лапника толщиной 15–25 см вершинками внутрь, а сверху положить слой осоки толщиной до 5 см. (Вместо лапника пригоден хворост или тростник.) В такой постели можно смело, не боясь простуды, спать даже на сырой земле и в холодную погоду: надо лишь теплее укрыться сверху.

Располагаясь на ночлег под открытым небом в холодную погоду на месте, выбранном для сна, хорошо предварительно разжечь большой костер. Когда огонь прогорит, разгребите угли, очистите место от золы и устройте постель одним из этих способов.

Внутри шалаша или около него хорошо сделать стол и скамейку из кольев и хвороста. Для этого установите четыре кола с развилками, на которые положите две короткие жерди, а на них — несколько палок, переплетенных сучьями (лучше всего — мелкими таловыми или ивовыми). Жерди и палки, образующие плоскость стола, свяжите между собой и прикрепите к стойкам. Таким же образом делается стул или скамейка.

Если на обрывистом берегу отрыть небольшие траншейки глубиной 40–50 см и шириной 25–30 см, получится подобие стола и стула.

Если вас беспокоят комары или мошки, пустите каплю анисового масла на листок бумаги и, когда масло расплывется, протрите им открытые части тела.

Надежнее защищает от насекомых особая жидкость — диметилфталат и крем «Тайга».

Для костра выбирайте открытое место, а не под деревом, чтобы не опалить его и чтобы при варке пищи в посуду не падали личинки насекомых с веток, окуриваемых дымом.

Прежде чем развести костер, расчистите для него площадку от травы, сухих листьев, сучьев, окопайте небольшой канавкой, чтобы не упустить огонь.

Простейший очаг устраивается из двух воткнутых в землю кольев с развилками, на которые укладывается перекладина для подвешивания котелков.

Для того, чтобы можно было снимать и вешать котелок, не снимая остальных, удобен крючок из сталистой проволоки диаметром 4–6 мм, изогнутый, как показано на рис. 99.

Рис. 99.

Для помешивания пищи, снятия пробы, извлечения из посуды посторонних предметов, случайно попавших в нее при варке на костре, вилку или ложку привяжите к палочке длиной 50–60 см.

Пользуясь таким приспособлением, можно не бояться ожогов рук на пламени костра.

Удобен козелковый очаг. Воткните вокруг костра три не очень толстые жерди длиной около 1,5 м каждая, а вершины их свяжите вместе: у вас получатся козлы. Через вершину козел перебросьте прочный шнур, к одному концу которого привяжите деревянный крюк, а свободный конец шнура прикрепите к растущему рядом дереву или к одной из ножек козел. Отпуская или подтягивая шнур, вы будете легко регулировать высоту подвески котелка над огнем костра (рис. 100).

Рис. 100.

При отсутствии кольев и жердей можно соорудить очаг из камней, кирпича-половняка, дерна или просто отрыть его.

Чтобы не терять времени на оборудование очага, имейте при себе разборный таганок из проволоки диаметром 4–6 мм, который, кстати, пригоден для посуды любого размера (рис. 101).

Рис. 101.

Котелки подвешивайте (устанавливайте) над очагом только после того, как огонь разгорится и станет меньше выделять дыма. Для разжигания костра положите сначала легковозгораемые материалы — березовую кору, бумагу, пучок соломы, затем вокруг их расставьте сухие щепочки или палочки в виде козел (пирамиды) и зажигайте бересту. Когда огонь начнет разгораться, подкладывайте все более и более толстые сухие палочки — сначала в виде пирамиды, а затем колодцем, обкладывая ими горящую пирамиду со всех сторон.

Для разжигания костра удобны зажигательные палочки — сухие сосновые (еловые) сучья, на которых острым ножом настругивают стружки, не отделяя их от сучка: концы сучьев при этом получаются кудрявыми от стружек.

Для того чтобы иметь возможность разжечь костер в любую погоду и в любых условиях, полезно всегда иметь в запасе обрывки бумаги, старой фотопленки, огарок свечи и т.

п. Намокшую одежду сушите у костра, развешивая на кольях с наветренной стороны.

Кожаную обувь нельзя сушить у огня: для просушки набейте ее сухим сеном и развесьте на кольях вверх подошвами на некотором расстоянии от костра.

По миновании надобности в костре погасите его, чтобы случайно не упустить огонь и не вызвать пожара. Можно засыпать угли костра золой; утром они будут еще тлеть, и костер разжечь будет легко, достаточно положить на горячие угли сухой травы и сучьев.

Не разбрасывайте объедки пищи, консервные банки, бумагу и другой мусор, а сложите в яму и закопайте. На некотором удалении от места ночлега, с подветренной стороны, отройте небольшой ровик, который также закопайте, оставляя место.

При многодневном пребывании на рыбной ловле обязательно приготовляйте для себя горячую пищу. Для приготовления питательной и вкусной пищи не требуется каких-либо специальных познаний, и вы можете это сделать сами.

Для варки пищи не пользуйтесь медной или оцинкованной посудой — в ней пища очень скоро портится.

Уха обыкновенная. Уху можно варить из любой рыбы, кроме линей и карасей, так как уха из этой рыбы сильно «отдает» тиной.

Сначала вскипятите воду, сварите в ней картофель и небольшое количество крупы — риса, пшена; картофеля, нарезанного кусочками, закладывайте из расчета 50–100 г, а крупы — не более чайной ложки на литр воды, иначе уха будет очень густой и невкусной.

Рыбу для ухи очистите от чешуи, выпотрошите внутренности и уберите жабры (особенно у плотвы, окуней и сазана: их жабры придают ухе горьковатый привкус). Плавательные пузыри не нужно выбрасывать: присутствие их придает ухе особенно аппетитный аромат. Крупную рыбу разрежьте на куски.

Закладывайте рыбу в уху порциями, не переполняя посуды. Когда рыба сварится, вытащите ее из котелка и сложите в чистую посуду, на клеенку или бумагу, оберегая от мух.

Готовность рыбы определяется пробой и по внешнему виду: сварившееся рыбье мясо приобретает молочно-белый цвет и разбухает или становится упругим.

Одновременно с варкой рыбы заправьте уху луком, солью и лавровым листом.

Если уха имеет неприятный горьковатый вкус (что бывает при раздавливании желчного пузыря), опустите в кипящую уху на 5–10 минут древесный уголек объемом около 10 куб. см. Через несколько минут горький привкус исчезнет.

Если уха окажется пересоленной, растворите в ней небольшой кусочек сахару или положите сырую картофелину, разрезанную пополам.

Тройная рыбацкая уха. Вымытую и выпотрошенную, но не очищенную от чешуи мелкую рыбу (ершей, уклеек, верховок и пр.) выварите в кипятке и слейте бульон в другую посуду. В этом бульоне сварите таким же образом вторую и третью порции малоценной рыбы, после чего процедите бульон через марлю.

В процеженном бульоне сварите картофель и крупу в тех же пропорциях, как и для обыкновенной ухи, а в заключение отварите в ней крупную рыбу — стерлядь, леща, судака, окуня и т. п.

Отварной карась (линь). Для уничтожения тинистого запаха очистите рыбу от чешуи, уберите внутренности и жабры, срежьте все плавники и тщательно промойте брюшную полость рыбы слегка подсоленной водой. Затем брюшную полость рыбы набейте мелко нарезанным луком или щавелем и зашейте брюшину суровой ниткой. Обработанную таким образом рыбу опустите в кипящую воду и кипятите минут 15–20, пока она не сварится.

Печеная рыба. Рыболовы пекут рыбу чаще всего следующими двумя способами.

1-й способ. Очищенную от чешуи, внутренностей, жабр и слегка подсоленную рыбу заверните в листья капусты и обмажьте сверху слоем глины толщиной 2–3 см.

Подготовленную таким образом рыбу положите в костер и обложите горячими углями: через 30–40 минут рыба испечется. Перед употреблением в пищу извлеките рыбу из костра, разбейте затвердевшую глину и очистите рыбу от прилипших листьев.

2-й способ. Рыбу, очищенную от жабр, внутренностей, но в чешуе, слегка подсолите, обмажьте глиной и положите в горячие угли.

Через 30–40 минут извлеките ее из огня и удалите глиняную корку. Вместе с глиной снимается и чешуя.

Картофель печеный. Очень вкусен картофель, печенный в горячей золе.

Много золы получается от сжигания сухих трав, соломы, камыша, мелкого хвороста с сухими листьями, хвои: сжигать их нужно большими количествами, не давая затухать огню. В образующуюся горячую золу уложите неочищенный картофель, продолжая поддерживать огонь сверх золы и следя за тем, чтобы картофель все время был покрыт золой, иначе он или не испечется или сгорит.

Шашлык из колбасы. Вареные колбасы — любительская, отдельная, чайная и тому подобные сорта — обычно сохраняются очень плохо: на вторые сутки хранения в рюкзаке они приобретают затхлый запах и покрываются зеленоватым налетом плесени. Иногда эти признаки порчи колбасы отсутствуют, хотя колбаса начала портиться. Употребление в пищу начавшей портиться колбасы крайне опасно, так как может вызвать серьезное отравление.

Для того чтобы обезопасить себя от пищевого отравления колбасой, поджарьте ее на пламени костра, насаживая кусочками на заостренную палочку из ветки сосны, березы, черемухи или ивы.

Колбаса, поджаренная на «голом» огне, совершенно обеззараживается и приобретает приятный вкус.

Очистка (обеззараживание) воды. Воду, загрязненную органическими примесями, можно обезвредить, растворив в ней несколько кристалликов марганцовокислого калия (до слабо-розового цвета воды) или йодной настойки. Через несколько минут вода побуреет и из нее начнут выпадать хлопья мути. Через 10–15 минут она осветляется и становится пригодной для питья без кипячения.

Плетенная или плетеная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *