Содержание

Примеры употребления слова придел в литературе.

Вскоре мы очутились в развалинах придела, где, по сведениям бенедиктинца, находился склеп семьи Глендининг, и стали тщательно по его указанию расчищать один из загроможденных обломками углов.

В какое-то мгновение он устремил взгляд в темноту бокового придела, и я видел, как напряглось и застыло его лицо.

Наконец, ему удалось это, и, когда однажды Нирах, проведя ночь с Эми, сообщил старику, что разбирал клинописные таблички в западном приделе Храма, Нингишзида, хоть и избил его до полусмерти плетеной тростниковой палкой, в душе вознес хвалу Мертвым Богам.

Панург сперва отгонял их, затем, отвесив даме поклон, — прошел в дальний придел и стал наблюдать за этой забавой, а мерзкие псы между тем обсикали даме все платье, один здоровенный борзой кобель ухитрился даже написать ей на голову, другие — на рукава, третьи — на спину, четвертые — на башмаки, дамы же, находившиеся рядом, делали отчаянные усилия, чтобы ее спасти.

Панург сперва отгонял их, затем, отвесив даме поклон, прошел в дальний придел и стал наблюдать за этой забавой, а мерзкие псы между тем обсикали даме все платье, один здоровенный борзой кобель ухитрился даже написать ей на голову, другие — на рукава, третьи — на спину, четвертые — на башмаки, дамы же, находившиеся рядом, делали отчаянные усилия, чтобы ее спасти.

Мраморная статуя его предка в приделе Солсберийского собора — вылитый дядя.

Наши девицы, м-м Ковалева и Теряев остались в заднем приделе нарочно, чтоб удобнее разговаривать.

От заднего придела одного из больших храмов тянулся низкий черный проход, по которому Картер, держа в руке факел, углубился далеко в недра скалы и вскоре попал в высокий неосвещенный зал огромных размеров, стены которого были испещрены демоническими барельефами, а в центре зиял чудовищный бездонный колодец, как в том ужасном монастыре в Лен-ге, где восседает неописуемый верховный жрец.

И над белыми капюшонами, распростертыми во мраке приделов, реяла трепетная молитва, как легкий ветерок над снегом, а в дальнем углу монастыря, за пылающими витражами винокурни, слышался меж тем голос отца Гоше, певшего во всю глотку: Монах в белой рясе Парижу знаком, Пататен, пататон, тарабен, тарабон.

Поэтому по праздникам к обедне и всенощной гимназисты обязаны были сюда собираться и стоять с левой стороны, у придела святой Екатерины великомученицы, рядами, — а сзади помещался один из помощников классных наставников, для надзора.

И надела Сара белое платье, которое взяла она с собой из своего дома, которое сшила ей Рахиль — мать ее, и Ставр надел свой обычный коричневый в полоску заношенный костюм, и пошли они в церковь, и церковь была открыта, но не с главного хода, где на паперти росла трава и стояли заколоченные, перевязанные проволокой ящики, как будто шел уже сороковой год, через дверь в приделе справа от алтаря, и едва открыли дверь, и она была высока и тяжела, как увидели иконостас — и он был нетронут и блестел золотом, и местный чин был полон, и праздничный тоже, но в деисусном не было иконы Иоанна Предтечи, а было пусто.

На ощупь, вдоль стенки, Евдокимов пробрался в придел конюшни, где размещались сотники.

Отцов храм сгорел почти весь и зарос полынью и лебедой, возле оставшегося жертвенного придела выросла береза, росла наклонно, и ветер ветвями ее сметал пыль с жертвенного камня — он был чист и пуст, лишь через два года суздальцы, не принявшие крещения, втащат жертвенный камень в придел и оросят его кровью белого агнца, первый раз в перунов день 20 июля месяца, и со временем окажется, что люди в Москву перенесли не только веру, но и столицу суздальской земли, в которой тогда Москва стояла еще на деревенском положении.

Донья Беатрис, прослышав о свершившемся чуде, направила к Марии Перес двух монахинь, велев подарить девушке золотую цепочку, если та действительно излечилась, попросив взамен костыль, который аббатиса намеревалась поместить в приделе святой девы, и осталась весьма недовольной, когда, вернувшись, монахини доложили, что ни Каталина, ни ее мать и дядя понятия не имеют, куда подевался сей предмет.

Но вот в маленьком приделе среди крестьянок и крестьян появилась Доротея, в белом касторовом капоре и в серой накидке, тех самых, которые были на ней в Ватикане.

Архитектурное описание храма Иоанна Богослова в Барнауле

Опубликовано 07.02.2013 02:20

Наш храм построен в традициях раннемосковского зодчества. За основу был взят план-фасад, прорисованный архитектором-реставратором из Москвы Ириной Тимофеевой. В процессе строительства архитектурные планы и чертежи разрабатывались барнаульским архитектором Кириллом Храбрых при участии настоятеля о. Георгия Крейдуна.

Котлован
Освящение закладного камня
Стройка в разгаре

Здание храма кирпичное на свайном фундаменте.

Как правильно пишется слово Предел

Стены покрыты тонким слоем штукатурного раствора и покрашены белой краской. Отдельные элементы кровли выполнены полимеренным листом зеленого цвета, а все главы покрыты нержавеющей сталью с напылением «под золото».

Храм имеет два этажа – цокольный и основной. Высота цокольного храма 7 м., наибольшая высота верхнего храма от пола до свода центрального барабана – 23 м. Высота храма от уровня земли до верха креста 46,5 м, а от пола цокольного этажа – 50 м.

Нижний предел храма
Верхний предел храма
Водружение купола

Кубовидный объем храма венчают семь глав. Центральный купол покоится на световом барабане диаметром 8 м. и высотой 11 м., четыре главы, окружающие центральный купол, лежат на барабанах диаметром 3,5 и высотой 5,5 м. каждый. Главы имеют традиционную луковичную форму, составленную из нескольких сегментов шара, позволяющую в ясную погоду в отраженных лучах солнца наблюдать эффект «ожерелья с медальоном». В барабане центрального купола прорезаны 8 вертикальных окон, через которые освещается верхняя часть интерьера. С наружи, верх барабанов декорирован аркатурным поясом, идущим по периметру. Декор основания барабанов составлен по периметру из рельефных элементов, напоминающий кокошники.

Мозаичные иконы
Купола храма
Вид издали

Основной объем храма декорирован фризом, идущим вдоль всех четырех фасадов здания. Фасады имеют горизонтальное членение массивными пилястрами. Прясла северного и южного фасадов имеют сдвоенные и строенные оконные проемы, что является отступлением от древней традиции, но способствует лучшей сонации внутреннего пространства храма. Северный и южный фасады увенчаны четырьмя, а западный и восточный   тремя арочными килевидными элементами   закомарами. Центральные закомары больше, чем боковые, что определяется величиной центрального купола. В плоскости центральных закомар располагаются мозаичные иконы круглой формы: Богородицы (западный фасад), Иоанна Богослова (южный) и князя Владимира (северный).

Алтарь
Иконостас верхний
предел
Внутреннее убранство

К северному, южному и западному фасадам пристроены прямоугольные в плане притворы. Каждый притвор имеет двухскатную кровлю, а конек западного – увенчан небольшим барабаном с луковичной главкой.

К западному и южному порталам ведут массивные двухмаршевые лестницы из гранитных ступеней серого цвета. Марши имеют двухскатную кровлю со шпилеобразным шатром на четырех массивных колоннах каждый.

Восточный фасад — это три апсиды — полукруглых в плане элемента переменной высоты. Центральная апсида поднимается до высоты фриза, она декорирована аркатурным поясом. Центральная апсида имеет три высоких узких оконных проема, боковые малые апсиды – по одному. Оконные проемы апсид освещают алтарную часть храма. Апсиды имеют купольные полусферические покрытия светло-зеленого цвета.

План
Иконостас верхний предел

В плане храм представляет прямоугольник со сторонами 18 х 24 м. Восемь столбов делят пространство храма на три нефа — один центральный и два боковых. Четыре столба в центре являются опорой для центрального барабана, завершающегося куполом. Западная пара столбов образует границу нартекса и одновременно являются опорой для массивной хоровой площадки, расположенной на высоте шесть метров от уровня пола. Таким образом, храм является примером конструкции восьмистолпного крестово-купольного храма. В помещении церкви, слева от центрального, западного входа, многомаршевая лестница соединяет храм с цокольным этажом, хоровой площадкой и звонницей. Три ступени, идущие поперек нефов, отделяют помещение для молящихся от солеи — возвышения перед иконостасом. Высокий пятиярусный резной тябловый пятиярусный иконостас отделяет алтарную часть от остального пространства.

Торжественное освящение главного престола храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено 4 октября 2009 г. в рамках празднования 140-летнего юбилея Барнаульских духовных школ. Богослужение совершали архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, епископ Барнаульский и Алтайский Максим и сонм священнослужителей из разных епархий. За богослужением пели хоры духовных семинарий гг.Тобольска, Томска, Новокузнецка, Барнаула.

Нижний храм, расположенный в цокольном этаже имеет придел Святого Равноапостольного Великого князя Владимира (освящен 20 октября 2009 г.) и крестильный придел преподобного Макария Алтайского (освящен 31 мая 2008 г.).

Крестный ход
Освящение нижнего храма

Справа от зала для молящихся обустроено крестильное помещение с купелью для полного погружения. Икона Христа-благословляющего, выполненная в технике витража, встречает входящих и готовящихся к совершению Таинства Крещения. Интерьер украшают лепные декоративные элементы, несущие функцию киотов для икон и живописных картин с Евангельскими сюжетами. Верхняя часть интерьера крестильного зала имитирует открытую сень, сквозь которую просматривается живописный небосвод. Непосредственно над купелью размещен образ Святого Духа в виде голубя, спускающегося с небес и осеняющего новокрещеных.

Крестильная купель
Крестильное помещение
образ Святого Духа

Звонница храма имеет девять колоколов и размещена в трех малых барабанах, опоясывающих центральный купол. Набор колоколов следующий: 1200, 700, 325, 160, 90, 40, 16, 10, 8 кг. Благодаря продуманной системе растяжек девять колоколов звонницы управляются с одного рабочего места звонаря. На «благовесте», вес которого превышает 1200 кг, выгравирована надпись «БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКСИМА, ЕПИСКОПА БАРНАУЛЬСКОГО И АЛТАЙСКОГО, В ДАР ХРАМУ ИОАННА БОГОСЛОВА ГОРОДА БАРНАУЛА, ТРУДАМИ РАБА БОЖИЕГО ОЛЕГА. ЛИТ ЛЕТА 2007 ОТ Р.Х», а также размещены лики Божией Матери, апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Кроме того, на других колоколах имеются святые образы. По древней православной традиции на колоколах размещаются лики небесных покровителей наиболее активных участников строительства храма.

Колокола храма
Колокольня храма
Колокольня храма

На месте демонтированного временного помещения для богослужений строится храм Вифлеемских младенцев-мучеников от Ирода избиенных. Заложен 18 декабря 2008 года. Архитектурный силуэт нового храма восходит к традициям византийского зодчества. Храм завершается массивным, слегка вытянутым куполом, увенчанным небольшой главкой на основании, что, по мнению некоторых историков христианского искусства, символизирует священную Кувуклию – Гроб Господень и место схождения благодатного огня. Расцветка фасадов будет комбинированная двухцветная с элементами мозаики. В этом храме будут регулярно совершатся особые молебны, в частности, покаянные молебны о женах, загубивших детей во чреве, прощание с усопшими и другие требы.

Освящение
Строительство храма Вифлиемских младенцев
Привезение в Барнаул мощей Николая Чудотворца

Помимо храмов комплекс включает часовню-сень для крещенской «Иордани», ажурно декорированную коваными деталями, благотворительную трапезную, воскресную школу с библиотекой, актовым залом на сто двадцать мест и музейно-этнографическим кабинетом, административное здание.

Территория храмового комплекса, площадь которого составляет два гектара, огорожена декоративной оградой из «рваного» бетонного кирпича и металлического профиля. Имеется обширная площадь для прогулок прихожан и парковки автомобилей. В перспективе   благоустройство зеленой зоны, создание детских игровых площадок, познавательных аттракционов, клумб, установка малых архитектурных форм и барельефов библейского содержания.

Храмовый комплекс расположен в центре квартала 2004 и теперь служит несомненной архитектурно доминантой всего микрорайона с преобладающей типовой многоэтажной застройкой. Мы первыми начали осваивать территорию, на которой когда-то находился спортивный аэродром с грунтовой полосой. Не было ни дорог, ни коммуникаций. Сегодня многие технические и строительные проблемы решены. Проведены основные коммуникации, от улиц Балтийская и Лазурная построены капитальные проезды с асфальтовым покрытием и аллеями. Острым для многих жителей микрорайона остается отсутствие проезда от храма в сторону улицы Шумакова. Впоследствии от храма должен появиться проезд до улицы Взлетной и далее до Павловского тракта, что не только облегчило транспортное сообщение в микрорайоне, но и сформировало ландшафтную перспективу от улицы Георгиева, увенчанную стройным силуэтом белокаменного храма.

Решение задач по математике онлайн

Словарь. Храм

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.

КлирУстройство ХрамаЦерковные облачения

Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Канонарх — одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.

Пономарь (гр. — привратник храма) — низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.

КлирУстройство храмаЦерковные облачения

Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Апсида (от гр. — свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь.

Баптистерий — здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения.

Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.

Водружальный крест — деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.

Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.

Горнее место — место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиереи и священники во время чтения Апостола.

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.

Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева — икона Богородицы. Справа от Спасителя — храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах — иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Второй ряд иконостаса — праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным (см. Деисус). Четвертый ряд — пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд — праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову.

Канун — невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды.

Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.

Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.

Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

Купол — самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один — в честь Единого Главы Церкви — Христа; три — в честь Святой Троицы; пять — в честь Христа и четырех евангелистов; семь — в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов.

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Паникадило (от гр. — состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.

Паперть — площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм.

Пилон (от гр. — ворота) — массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.

Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.

Семисвечник — подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом.

Собор — большой храм, имеющий несколько приделов.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.

Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.

Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.

Церковь — храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол.

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.

КлирУстройство ХрамаЦерковные облачения

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.

Клобук — головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие — черные.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие — Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы — на левом.

Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.

Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.

Палица — ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч — Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.

Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.

Предел или придел. Значения этих двух слов

Посох – см. Жезл.

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.

Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.

Фелонь – см.Риза.

Орфографический словарь

предел

пред`ел, -а (граница)

Словарь Ожегова

ПРЕДЕЛ, пред’ел, -а, м.
1. Пространственная или временная граница чего-н.; то, что ограничивает собою что-н. За ~ами страны. В ~ах текущего года.
2. Последняя, крайняя грань, степень чего-н. П. совершенства. П. скорости. П. прочности. П.

Значение слова придел

упругости. П. желаний. На ~е сил. Дойти до ~а. Силы (нервы) на ~е (крайне напряжены).
3. Страна, местность (стар.). Вернуться в родные ~ы.
4. ед. ч. Участь, судьба (прост.). Такой уж, видно, ему п. был на чужбине умереть.
5. В математике: число, к-рое в нек-рых случаях может быть приписано функции (и точке) или последовательности.
• За ~ами чего вне чего-н., вне границ, вне допустимого, возможного. Такие поступки за ~ами моего понимания. Это за ~ами наших возможностей.
В ~ах чего, в знач. предлога с род. п. ограничивая (-сь) чем-н., не выходя за какие-н. границы, рамки. Действовать в ~ах допустимого законом.
В ~ы чего, в знач. предлога с род. п. в какие-н. рамки, применяя ограничения. Ввести в ~ы допустимого.
За ~ы чего, в знач. предлога с род. п. из границ, из рамок чего-н. Этот случай выходит за ~ы привычного.
Из ~ов чего, в знач. предлога с род. п. то же, что за ~ы.
прил. ~ьный, -ая, -ое (к 1 и 5 знач.). Предельная точка. Предельное равновесие. П. срок.

Словарь Даля

ПРЕДЕЛ м. начало или конец, кон, межа, грань, раздел, край, рубеж или граница; конец одного и начало другого, в смысле вещественном и духовном. Пределы государства, рубежи, границы. Предел моря, берег; предел суши, вода. Предел жизни, смерть. Предел власти, мера, степень, которую не должно нарушать. Предел ума, выше чего он не сягает. Предел терпения, далее чего терпеть, сносить чего нет сил. Выйти из пределов чего, из границ, из меры; нарушить порядок, правила, обычай. Китайские пределы, страна, земля, государство, окруженное пределами. Предельный, ко пределам, в разн. знач. относящ.

Словарь Ефремова

ПРЕДЕЛ 1. м. 1) Граница, черта, разделяющая между собою земли, государства; рубеж. 2) устар. Край, страна. 3) а) Последняя, крайняя степень, грань чего-л. б) перен. Мера, норма, граница чего-л.; критическая точка чего-л., характеризующая возможность проявления каких-л. свойств, качеств. 4) перен. Последняя, высшая ступень, верх чего-л.; идеал. 2. м. Постоянная величина, к которой неограниченно приближается переменная величина, причем разность между ними стремится к нулю (в математике).

Словарь Ушакова

ПРЕДЕЛ предела, м. (книжн.). 1. только мн. граница, черта, разделяющая между собою земли, государства; рубеж. Выйти за пределы города. Обозначить на карте пределы области. || Местность, пространство, заключенное в каких-н. границах; область. В пределах страны. || перен. Промежуток времени, включенный в какой-н. срок, ограниченный какими-н. сроками. В пределах двух-трех месяцев. 2. Страна, край (поэт. устар.). Покинул он родной предел и в край далекий полетел. Пушкин. Хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать. Пушкин. Ненароком в твои пределы загляну. Некрасов. 3. Последняя, крайняя степень, грань чего-н. Предел упругости. Предел человеческой жизни. Предел высоты. Предел нагрузки. Грудные мускулы развиты до предела. Шолохов. || перен. Мера, норма, граница чего-н. Перейти пределы дозволенного. 4. перен. Последняя, высшая ступень, верх чего-н., идеал, мыслимая полнота чего-н. Предел желаний. Предел совершенства.

Энциклопедический словарь

предел последовательности действительных чисел a1, a2, …, an, …, числоа, обладающее тем свойством, что все членыan последовательности с достаточно большим номеромn разнятся ота как угодно мало (запись: ). Например, предел последовательности есть 1, .Не всякая последовательность имеет предел. Для функции f(х) пределом прих, стремящемся кх0, называется такое числоА, что f(х) как угодно мало разнится отА прих, достаточно близком кх0 (запись ). Теория предела лежит в основе математического анализа.

Недавно просмотрено:

Существуют в русском языке два слова, которые слышатся одинаково. А вот при написании отличаются одной буквой. И эти два слова: предел или придел. Часто не только школьники, но и взрослые путают, как правильно их писать. В статье будут приведены примеры употребления этих двух слов, а также даны рекомендации, как запомнить их правописание и не путать. Ведь ошибка, в этом случае, может изменить или исказить смысл предложения, текста.

Предел в математике

У слова "предел" есть несколько значений. Оно используется в математике и в технических науках. Есть такое выражение "предел последовательности" или "верхний и нижний предел интеграла". Здесь имеется в виду какое то значение выражения или функции, у которых должен быть конец рассчета или конкретный результат.

Еще приведем пример предела. Громкость звуковых колонок регулируется не до бесконечности. Регулятор можно повернуть только до максимального значения. К последней фразе можно подобрать синоним "предельное значение".

Моральный предел

Слышали, наверное, фразу "предел терпения"? То есть, когда человек что то долго держит в себе какие то неприятные чувства, ощущения или обиду, а потом разом он изливает всю душу. Другой вариант нервы на пределе. Под этим выражением понимается волнение, страх, переживания.

Несмотря на то что это слово имеет несколько значений, оно все равно пишется с буквой "е". Здесь не стоит путать написание "предел" или "придел". Только в единственном значении слово пишется с буквой "и". Придел это пристройка в храме. Об этом пойдет речь далее.

Придел в храме

Наконец, мы добрались до слова "придел". Да да, именно того слова, который пишется с буквой "и". Лучше оговориться сразу, что глагол "приделывать" практически не связан с этим словом.

Придел храма это дополнительный особый алтарь. Он, наряду с главным алтарем, всегда обращен на восток. Но не во всех храмах есть приделы. В них возникает необходимость, когда церковь большая, и в день нужно совершать литургию несколько раз. Дело в том,что на одном и том же престоле дважды и более в день нельзя проводить литургию, она в этом случае не священнодействуется. Отделение от основного помещения храма, как и в случае с главным алтарем, происходит с помощью иконостаса.

Каждый престол в приделах храма освящен в честь какого нибудь святого, архангела, иконы Божией Матери. Как они расположены? Либо вровень с главным алтарем по левую и правую сторону, либо ближе к притвору (входу) в храм.

Как не путать?

Запомнить очень просто.

Придел или предел, как правильно пишется?

О храме говорят реже, чем о технике, жизни. Поэтому чаще всего слово пишется с буквой "е". "И" пишется только тогда, когда речь идет о храме. Чтобы не ошибиться и понять "предел" или "придел", лучше присмотреться к этим двум словам. Зрительная память намного сильнее, чем обычное запоминание.

Материалы по теме:

Придел или предел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *