Примеры употребления слова сбрить в литературе.
Все как-то внезапно помолодели, а наш доктор Степан Петрович Бузун по случаю Победы даже сбрил свою старомодную бородку и ко всеобщему удивлению оказался совсем еще не старым мужчиной.
Единственным способом обосновать версию об отравлении — помимо вскрытия гроба с телом императора, на что было бы абсурдно рассчитывать, — мог стать анализ волос, сбритых с головы Наполеона на следующий день после его кончины.
Правда, он сбрил бакенбарды и ходил в фланелевых брюках, но все же это был тот самый врач, который лечил Анну-Веронику от кори и вытащил из горла проглоченную ею рыбную кость.
И я позволю себе думать, что вслед за решением сего вопроса должна прекратиться и неутральность бороды букиниста, а именно: если решение склонится в пользу бороды, то букинист отпустит ее вполне, в противном же случае сбреет ее также вполне.
И хотя ненавистную бороду я сбрил и обличье свое не менял, проехал никем не узнанный и не замеченный и под вечер ясным октябрьским днем прибыл в Галаву.
Даже если бы Русси не сбрил бороду, инопланетянин вряд ли сообразил бы, кто перед ним.
В Мирном смеялись: Белов поклялся сбрить полбороды, если в течение недели не доставит первую пятерку Семенова на Восток.
Подрясники на них пооборвались, сапоги побились, лица у всех были загорелые, носы облупились от солнца, многие сбрили бороды, а Варсонофий отпустил усы.
Топор грянул об пол так близко от выдра, что сбрил ему волосы на хвосте.
Она гребнем вычесала большую часть его волос, сбрила остальные и приладила на него парик.
И о теплых, вещах для этих бедолаг ринов, которыми они могли бы перебиться, пока не отрастет сбритый дезинфекторами мех.
Я хочу сказать — я, конечно, не знаю его настоящего имени, но он называл себя Дракула, носил огромный кок, до того как сбрил его.
Нам сбрили волосы на всем теле и каждое утро смазывали самые чувствительные места лизолом — средством против блох и вшей.
Пришлось еще раз умыться горячей водой, намазаться кремом и сбрить остатки щетины.
Кейдж расчесал бороду, гордясь, что не поддался новомодной дури и не сбрил бакенбарды.
Задание 1. Сравните схемы фонетического разбора слова, предложенные авторами различных школьных учебников. Какие аспекты анализа в них представлены более ярко, а какие упущены? Почему?
1. Разбить слово на слоги. 2. Записать слово в транскрипции. 3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных). 4. Охарактеризовать гласные звуки. 5. Охарактеризовать согласные звуки. Установить соответствие количества букв количеству звуков. |
1.Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог. 2.Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки. 3.Охарактеризовать каждый звук: а) гласный – ударный или безударный; б) согласный – звонкий или глухой; мягкий или твердый. 4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать почему |
1. Выделить слоги. Отметить возможность переноса. 2. Показать место ударения. 3. Охарактеризовать все звуки по порядку. 4. Для гласных указать, какие они – ударные или безударные, какими буквами обозначены. 5. Для согласных указать, какие они – звонкие или глухие, твердые или мягкие, какими буквами обозначены. 6. Указать количество звуков и букв. |
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С.36. |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 251. |
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – С. 236. |
Задание 2. О каких фонетических процессах дается информация в следующих заданиях, представленных в различных школьных учебниках?
Материал для анализа.
Вариант 1.
«Используя данные тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков. Приведите примеры на каждый тезис.
1. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо, хорошо различаются.
2. В безударном положении не все гласные различаются. Звуки , , – различаются; звуки , , произносятся ослабленно, неотчетливо.
3. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются.
4. Глухие согласные перед звонкими озвончаются.
5. Согласные перед е в словах иноязычного происхождения в одних случаях произносятся мягко, в других – твердо, а нередко и твердо, и мягко». (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 10).
Вариант 2.
«Прочитайте правильно слова.
Готов – готовь, мел – мель, стал – сталь, пруты – пруды, укатил – угодил.
Какими звуками различаются слова каждой пары? Выполните фонетический разбор первой пары слов. Определите, какой частью речи является каждое из слов. Составьте предложения со словами второй и третьей пары». (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003. – С.9).
Вариант 3.
«В одной и той же морфеме звуки могут заменять друг друга.
Значение слова сбрить
Такая замена, ли мена, называется чередованием звуков. Различаются исторические и позиционные чередования.
Исторические чередования – результат фонетических процессов, протекающих в историческом развитии русского языка. Исторические чередования звуков нельзя объяснить фактами современного языка.
Позиционные (фонетические) чередования звуков речи – живые чередования, вызванные аналитическими процессами, и могут быть объяснены фактами современного языка. Например, чередование глухого и звонкого согласных // в корневой морфеме ( — ): перед гласными звук сохраняется, т.к. такая позиция является для него сильной, а оказавшись в слабой позиции (абсолютный конец слова), изменяет свое качество, и на его месте произносится звук . Позиционным изменениям подвергаются как согласные, так и гласные звуки.
В отличие от исторических чередований, чередования фонетические на письме не отражаются».
(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С. 36).
Задание 3. Проанализируйте отраженные в различных школьных учебниках термины и понятия, относящиеся к фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. Выявите и объясните закономерности в подаче материала, характерные для разных учебников.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003. |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. |
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1996. |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Основные принципы русской орфографии. Звук речи, артикуляция, звуки и буквы, йотированные буквы, чередования звуков: исторические, позиционные (фонетические). Гласные звуки (ударные / безударные, огубленные / лабиализованные), согласные звуки: по участию шума: сонорные, шумные (звонкие / глухие); по твердости / мягкости. Орфоэпическая норма. |
Фонетика. Классификация звуков русского языка. Слог. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. «Аканье», «иканье», оглушение согласных, совпадение в звучании а, е, и в первом предударном слоге после мягкого согласного. Графика. Графические средства и знаки. |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звуки русского языка, Гласные звуки (ударные / безударные), согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость), слог, особенности ударения, орфоэпические особенности. |
Фонетика. Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки (ударные / безударные), согласные звуки (глухость / звонкость, твердость /мягкость). Орфоэпия. Графика. Алфавит. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Слог ударный / безударный. Значения букв я, ю, е, ё. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Гласные после Ц. |
Задание 4. Сравните различные задания из раздела «Фонетика», представленные в разных школьных учебниках. Можно ли на их основе судить об особой лингвометодической направленности этих учебников?
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Балас, 2003. |
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. |
1) Спишите текст, раскрывая скобки и заменяя фонетическую запись орфографической. Прочитайте выразительно. О чем этот текст? Какова его основная мысль? Определите тип и стиль речи. Объясните значение выделенных слов и выражений. 2) Прочитайте текст (фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в авторской редакции) про себя, а затем вслух. Укажите слова, которые сейчас пишется иначе, чем раньше (до 1917 года): а) в связи с упразднением букв; б) в связи с изменением правил орфографии. Перепишите, соблюдая современную орфографию. 3) Используя данные тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков. Приведите примеры на каждый тезис. 1. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо, хорошо различаются. 2. В безударном положении не все гласные различаются. Звуки , , – различаются; звуки , , произносятся ослабленно, неотчетливо. 4) Из предлагаемых вариантов выберите правильный и запишите его, указав ударение. В каком примере возможны два варианта правильного употребления? Не трогай / не трожь щенка; ложите / ложьте / кладите на пол; сброй / сбрей усы; поздравить с: день рождением / днем рождения / днем рождением; мой / моё день рождения; выдающий / выдающийся художник. |
1) Попробуйте классифицировать звуки русского языка, используя заготовку таблицы. Заполните таблицу примерами. Расскажите о классификации звуков русского языка. 2) Познакомьтесь с вопросами. Логична ли их последовательность? Дополните данный перечень своими вопросами. 1. Что называется ударением? 2. Из скольких звуков может состоять слог? 3. На какой слог в слове в русском языке падает ударение? 4. Какой звук обязательно включается в состав слога в русском языке? 3) Прочитайте предложения. Ребята приедут. — Ребята приедут? — Ребята приедут! Чем отличаются данные предложения? Прочитайте определение интонации. Проиллюстрируйте его своими примерами. 5) Прочитайте отрывок из книги известного языковеда Рубена Ивановича Аванесова «Русское литературное произношение». В чем автор видит назначение орфоэпии? Почему он сравнивает орфографию и орфоэпию? Что общего видит автор в назначении орфографии и орфоэпии? Как вы думаете, почему необходимо обучать русскому литературному произношению? |
1) Сделайте фонетический разбор выделенных в приведенном ниже тексте слов. Найдите слова с историческими и позиционными чередованиями. 2) Поставьте ударение в словах и прочитайте эти слова вслух. 3) В современном русском алфавите 21 согласная буква. Сколько букв было бы в алфавите, если твердые и мягкие согласные имели бы разное написание? 4) Какие звуки могут быть переданы буквами б, л, ц, ш? От чего зависит количество звуков, передаваемых буквами? 5) Слова столб и столп различаются буквами б и п. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ. |