С. И. Ожегов

ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

(Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974. — С. 328-332)

  Задача письма — изображение звучащей речи. Следовательно, каждому звуку речи должен соответствовать один определенный письменный знак. К этому соответствию и стремились при создании славянской азбуки. С развитием звуковой системы русского языка образовывалось все больше и больше несоответствий правописания произношению. Однако оказалось целесообразным, когда грамотность получила все более широкое распространение, сохранить единообразное написание корневых и словообразовательных частей слова. Так постепенно сложилась морфологическая система русского правописания, которая с успехом обслуживает культурные нужды русского народа в течение многих веков. Однако русская орфография, выработав твердую морфологическую систему письма, не могла остаться безразличной к тем изменениям в звуковом строе русского языка, которые в значительной степени преображали этот строй. Провозглашение морфологического принципа письма основным законом русской орфографии создало прочную базу для борьбы за упорядочение орфографической практики. "Российская грамматика", изданная Академией Российской в 1802 г., уточнила и детализировала ломоносовские орфографические правила и подвела тем самым итог всей работе XVIII в. по упорядочению орфографии. Но и в дальнейшем колебания возрастают, к старым прибавляются новые. Труд акад. Я. К. Грота "Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне", вышедший в 1873 г., очень полно выявил причины и случаи разнобоя в правописании. Его руководство "Русское правописание" значительно содействовало упорядочению орфографии и в течение полувека обслуживало орфографическую практику. Но руководство Я. К. Грота, по условиям того времени, не могло решить многих насущных вопросов орфографической практики. Только реформа 1917-1918 гг., произведенная Советским правительством, ликвидировала все пережиточные, устаревшие правила, и русская орфография стала значительно стройнее и лучше. Но оставалось еще немало нерешенных вопросов, многие колебания в написаниях продолжали существовать, а выходившие в начальные годы революции орфографические пособия часто противоречили друг другу, что усложняло орфографическую практику. Чем объясняется наличие и возникновение колебаний? Возможно ли избегнуть их в дальнейшем? Как показывает история орфографии, большее или меньшее количество разнонаписаний всегда оставалось и после каждого очередного урегулирования. Все дело в том, что орфография не поспевает за развитием языка. В период образования и дальнейшего развития русского национального литературного языка сложились орфоэпические нормы, под влиянием которых узаконивались такие написания, которые противоречили этимологическому составу слова и, следовательно, нарушали морфологический принцип написаний. Это были, с одной стороны, написания заимствованных слов (например, чепрак вместо более правильного чапрак, чехол вместо чахол, как рекомендовал Н. И. Греч в своей брошюре "Справочное место русского слова" ). С другой стороны, это были написания слов, неясных по своим этимологическим связям (например, калач вместо колач, крапива вместо кропива, сниток вместо снеток и т, п.). Влияние орфоэпии сказывается на написаниях отдельных слов. Источником же появления массовых колебаний является развитие словарного состава языка, особенно в XIX и XX вв.

«Находу» или «на ходу» как пишется?

Развитие лексики за счет внутренних средств литературного языка вносило особенно много противоречий в литературную практику. Так, например, одно из самых бедственных явлений в современной орфографии — слитное или раздельное написание наречий, образовавшихся из сочетаний предлога с существительным. Этот тип образования наречий живет в современном языке. Отражая потребности общения, наречия возникают постоянно. До революции сочетание в ничью писалось раздельно, но после революции, с развитием спорта, шахматного искусства, оно терминологизировалось, и теперь всем понятно его слитное написание вничью. Во время Великой Отечественной войны появилось на страницах нашей печати военное выражение с ходу (атаковать, штурмовать и т. п.). Не зная, как отнестись к нему, одни и те же газеты писали его и раздельно (с ходу), и слитно (сходу). Однако в последнее время стали писать раздельно — с ходу, учитывая наличие параллельных образований с существительным ход (например, перестроение на ходу и т. п.). Или, например, категория сложных прилагательных в современном языке — живая и продуктивная категория. Они возникают постоянно, и с таким же постоянством обнаруживаются колебания в слитном написании или через черточку. Не подводятся под существующие правила написания военно-учебный, военно-полевой, хлебо-булочный, с одной стороны, и военнообязанный, хлебопекарный — с другой. Колебания написаний наречий, сложных прилагательных и других целых категорий слов особенно заметны в нашей орфографической практике. Здесь требуется создание таких четких, объективно доступных правил, которые могли бы до известной степени указывать пути для написания вновь образуемых слов. Статьи акад. В. В. Виноградова и проф. А. Б. Шапиро своевременно ставят вопрос о необходимости быстрейшего упорядочения орфографической практики. История орфографии показывает, что правописание никогда не развивается путем ломки существующей системы. Исторически целесообразным и общественно оправданным является внутреннее усовершенствование орфографии с учетом закономерностей развития языка с ликвидацией пережиточных элементов, как это было, например, в 1917 г. Пережиточные элементы, противоречащие фонетической и морфологической системе современного русского языка, изжиты. Основная задача повышения культуры письменной речи не реформа, а упорядочение орфографии. Необходимо установить написание отдельных слов, до сих пор твердо не регламентированное (идти, а не итти, прийти, а не придти, эксплуатация, а не эксплоатация и т. п.). Необходимо уточнить правила написания отдельных звуков, сочетаний, отдельных грамматических категорий. В настоящее время эта работа проделана. Правительственная орфографическая комиссия в послевоенные годы исчерпывающим образом обследовала все орфографические колебания и наметила принципы нормализации написаний живых, развивающихся категорий языка. Созданный ею свод правил русской орфографии и пунктуации но своей полноте и четкости превосходит все предшествующие работы по унификации орфографии. Лишь в отдельных случаях могли бы быть детализированы некоторые правила. Ни в коренной, ни в существенной доработке эти правила не нуждаются. И это понятно: эти правила — результат всестороннего рассмотрения всех сторон нашей орфографии, результат научной и методической оценки этих правил. По сути дела, правила уже вошли в жизнь. Этим правилам следуют "Орфографический словарь" Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова, утвержденный для школы Министерством просвещения РСФСР, однотомный "Словарь русского языка", стабильный учебник по русской грамматике чл.-корр. АН СССР С. Г. Бархударова и проф. С. Е. Крючкова. Переключаются на принятые сводом правила центральные органы печати. Для завершения дела упорядочения орфографии требуется скорейший выпуск в свет большого академического орфографического словаря, который мог бы служить образцом написаний для всевозможных орфографических справочников, учебных пособий и практическим руководством для нашей печати и школы. Выход в свет академических правил и академического орфографического словаря и должен явиться актом, утверждающим упорядоченное правописание.  

"С ходу" или "сходу" — как правильно пишется?

Всего найдено: 6

  Вопрос № 291270  

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, насколько допустимо использование слова "приведший"? Пример: Случай, приведший к летальному исходу. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вполне допустимо.

  Вопрос № 279101  

Здравствуйте, коллеги. Скажите, пожалуйста, нужно ли склонять единицы измерений при цифровых значениях. В частности, интересует такая запись: "на образование 5 моль или молей вещества расходуется…". Или, к примеру: "… будет получено 0,1 моль или моля (2 моль/я, 3 моль/я) и т.

Решение задач по математике онлайн

д. Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно склонять: образование 5 молей вещества, будет получено 0,1 моля…

  Вопрос № 269840  

Уважаемые языковеды,
не найдя ответа на вопрос, заданный неделю назад, дублирую его:
можно ли использовать глагол "промчаться" с наречием "мимо", но БЕЗ дополнения. Например, так: "Мощный двигатель позволяет автомобилю промчаться мимо за секунду, но расходует много топлива."
Заранее признательна за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Трудно представить наглядно такую ситуацию. За секунду автомобиль преодолевает какое-то расстояние, не так ли? Какое расстояние?

  Вопрос № 261084  

Здравствуйте. Четыре дня назад я спрашивал: "Как правильно писать, стрельба сходу или с ходу?"
Вопрос куда-то пропал или у вас такое долгое ожидание ответа ?

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

  Вопрос № 259361  

Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые в следующем предложении? Король ужасно переживал, глядя, как расходуется и без того небогатая казна государства, и чувствуя, что скоро расходы станут еще больше.
Особенно интересует, правильно ли выделять "как расходуется и без того небогатая казна государства" запятыми. А то мы с коллегами спорим…

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация корректна.

  Вопрос № 248605  

Правильно ли расставлены знаки препинания?
1. Так или иначе, их подчиненные тратят большие усилия на то, чтобы избежать наказаний, и поэтому расходуют много сил и энергии не в интересах дела.

2. Социальные ценности, приобретенные человеком осознанно или неосознанно, и ставшие для него значимыми, превращаются в побудительные силы, под действием которых совершаются поступки.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно поправить второе предложение: Социальные ценности, приобретенные человеком осознанно или неосознанно и ставшие для него значимыми, превращаются в побудительные силы, под действием которых совершаются поступки.

Сходу или с ходу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *