КУЛЬТУРА РЕЧИ
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН

Свистнуть или свиснуть?

Великовозрастный балбес в диктанте по рассказу А.Куприна «Белый пудель», представьте себе, написал: «Ступая по какой-то цветочной куртине, мальчик подошел к стене, приложил лицо к одной из отдушин и свиснул»… И очень удивился, когда учительница сказала ему, что вообще-то в оригинале был совсем другой глагол – не свиснуть, а свистнуть: мальчик, конечно, свистнул, чтобы привлечь к себе внимание. Но ученик не желал сдаваться: «А я думал, Марь Ванна, что он прижался лицом к отдушине, увидел что-то интересное и свесился со стены, чтобы получше это разглядеть!». Учительница была неумолима: «Все равно нужно было бы тебе двойку поставить, потому что такой формы – свиснул – в природе нет!».

Действительно, глагол свиснуть, имеющий значение «свеситься», – совершенного вида, непереходный, в словарях есть. Рядом с этим словом в «Толковом словаре русского языка» Ожегова – Шведовой стоит помета «разговорное», встречается глагол исключительно в разговорной речи, да и то не часто. Я, например, плохо себе представляю, что могу сказать: «Будешь проходить мимо, свистни, я свисну и передам тебе книжку, которую ты просил». Даже при том, что я живу на третьем невысоком этаже, вряд ли я свисну, скорее с риском для жизни свешусь с балкона, перевешусь через перила, чтобы удовлетворить тягу друга к знаниям. Но факт есть факт: формы свисну, свиснешь, свиснет и т.д. в словарях есть, а вот в прошедшем времени нам велят употреблять те же формы, которые относятся и к глаголу свисать: он свис, она свисла

Глагол свистнуть, отличающийся по форме только одной буквой, в плане многозначности далеко ушел. Вот какие значения дают «Толковый словарь русского языка» Ожегова – Шведовой и «Малый академический словарь русского языка». Во-первых, свистнуть означает «издать свист».

Проверочное слово,к слову свисток

Вот пример из «Чижикова горя» М.Cалтыкова-Щедрина: «– Милая! миленькая! ангельчик! – свистнул… майор, и так жалобно, что чечеточка, хоть и простого звания птичка, а прослезилась». Во-вторых, в просторечии этот глагол встречается и в значении «сильно, с размаха ударить, хлестнуть». Примеры такого его употребления тоже можно привести: «Иду я однажды мимо собора, вдруг как свистнет меня кто-то сзади по спине да по затылку палкой, знаете ли; раз свистнет, да в другой, да и в третий…» – жаловался один из героев рассказа А.Чехова «Корреспондент»; Апухтин же уж совсем прямо в «Великосветских произведениях» высказывался: «Свистнуть начальнику в рожу полезно, Это крестьянскому сердцу любезно». В-третьих, свистнуть употребляется и в жаргонно-просторечном значении «украсть», классики и его знали: А.Н. Толстой, например, писал о том, как «свистнули… из кухни два ржаных хлеба». В-четвертых, есть у глагола, хоть в словари оно и не попало, значение «донести на кого-то». В-пятых – жаргонное значение «наболтать», от свистеть – «болтать, фантазировать, лгать», в «Словаре русского арго» Елистратова свист определяется как «ложь, клевета, выдумки», тот, кто свистит, называется свистком, свистуном, свистелкой и свистулькиным.

Слышатся оба глагола одинаково, а пишутся по-разному: у глагола свистнуть есть проверочное слово – свист, оно подходит, если речь идет о свисте любого рода.

Усвоив правило проверки слов с непроизносимыми согласными, слов, в которых что-то пишется, хоть и не слышится, герой этого нашего рассказа на следующем диктанте… «блестнул» знаниями. А в работе над ошибками – уже «блескнул» – и остался при своей «паре». Мораль же рассказа такова: не всегда проверочное слово решает все вопросы: например, глагол блеснуть происходит от блестеть, а никакого т в этой форме нет, как и к – от блеска

Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы «Говорим по-русски!»
на радио «Эхо Москвы»

Исправление свистящего "с"

Чтобы исправить свистящее "с", необходимо натренировать кончик языка. Подъем и опускание слегка высунутого между зубами кончика лопатообразного языка; выполнение тех же движений внутри рта; проталкивание вперед между сомкнутыми зубами истонченного кончика языка — подобные упражнения позволят постепенно подчинить его .движения нашей воле и освоить верную артикуляционную установку. Однако свист может остаться при правильном положении кончика языка (если будет излишне сужено щелевое пространство между альвеолами и языком).

В этом случае, управляя движениями языка, нужно либо:

Проверочное слово,к слову свисток

Сознательно слегка отдалять переднюю часть спинки языка от зубов и альвеол — свистящее "с" должно стать при этом нормальным, так как чрезмерное сужение между языком и зубами, вызвавшее возникновение свиста, расширится, и причина дефекта будет тем самым устранена.

2. В момент произнесения звука еле заметно выдвинуть вперед нижнюю челюсть, чем мы тоже слегка увеличиваем расстояние между языком и зубами.

Можно попробовать добиться правильного произнесения свистящего "с" и используя опосредованное воздействие на работу произносительного аппарата.

Упражнение 11.

Попробуйте, вдыхая и произнося на выдохе "с", представить себе, что вы "полощите" этим звуком горло. Голова при этом слегка откинута назад. Вначале ваш звук может остаться на зубах. Но, как известно, представление рождает движение. Если вы будете точнее представлять себе, что вам необходимо прополоскать горло, то постепенно произносимый звук (ведь именно он для нас сейчас является целебной влагой для полоскания) несколько сместится назад.

В результате наклона назад головы смещается немного по направлению к затылку тело языка. Щелевое сужение между передней частью спинки языка и зубами расширяется, свист исчезает. Во время выполнения упражнения можно делать легкие движения головой, помогающие "прополоскать" горло, которые мы делаем во время процедуры в жизни.

Упражнение 12.

Произносимый звук "с" становится "пульверизатором" или "ингалятором", орошающим ваше горло, выдох идет в обычном направлении и воздушная звучащая струя выходит, как всегда, изо рта наружу. Но учащийся представляет себе, что струя пульверизатора направлена внутрь рта, и короткие, сильные, но приятные струи распыляется в глубине ротовой полости, доставая до задней стенки глотки. Воздействие этого упражнения на работу артикулярных органов такое же, как и в предыдущем случае.

Упражнение 13.

Или вообразите себе, что вам в ухо, как бывает во время купания, попала вода. Вы вытряхиваете ее, помогая себе движениями головы и похлопывая слегка ладонью по ушной раковине. Одновременно произносите звук "с". Он-то и есть та "влага", которая вас беспокоит и устранить которую вы стараетесь. Свое внимание концентрируется в области слухового отверстия: следует представить, что произносимый звук будто бы возникает возле, ушной раковины, а не у передних зубов. В этом случае звук "с" укрупняется и перестает быть свистящим.

Эти упражнения помогают постепенно ощутить незначительную, но необходимую для верного произнесения согласного оттяжку языка от передних зубов. В результате многократного выполнения упражнений, воздействующих на работу произносительного аппарата опосредованно, учащийся со временем при помощи мышечного чувства поймет, при каком положении языка исчезает в звуке нежелательный присвист.

Иногда в период сознательного усвоения верной артикуляционной конструкции бывает полезно воспользоваться следующим приспособлением:

В начальный момент произнесения согласного "с" максимально прижмите язык к зубам, затем, не прекращая произнесения звука, постепенно все дальше оттягивайте язык от зубов. Звук "с" при этом пройдет три стадии: сначала будет свистящее "с", затем оно станет нормальным, а потом — или тупым, или слегка шипящим. Этот прием помогает студенту быстрее отыскать необходимое положение языка, характерное для правильного произнесения звука "с".

"Пропадающее" "с" будет рассмотрено ниже, после раздела "дыхание при дефектном "с", к изложению которого мы приступаем.

Дыхание при дефектном "с"

Однако не только работа органов артикуляции обеспечивает точное или искаженное произношение согласных звуков. Научные исследования показали, что звук будет восприниматься как полноценный только в том случае, если:

1. Он будет иметь определенную длительность звучания.

Звук "с" будет восприниматься нами как правильный только в том случае, если слух уловит обязательные акустические признаки данного согласного — входящие в его состав самые высокие частоты. По данным книги профессора А. Митринович-Маджеевской, существует тесная взаимосвязь между "длительностью" раздражителя и "ощущением его высоты". Сокращение длительности его приводит к тому, что звуковые признаки данного раздражителя воспринимаются нами как нарушенные.
Уменьшение временного отрезка, характерного для нормального "с" (длительность правильного "с" в обычной речи равна 0,1 сек), приводит к тому, что звук квалифицируется нами как "тупое" "с". Сокращение временного звучания данного звука обычно вызывается плохой работой дыхательного аппарата.

2. Скорость воздушной струи, преодолевающей артикуляционное препятствие, не будет значительно отклоняться от необходимой. Недостаточная активность дыхательного аппарата является причиной, в результате которой может возникнуть не только "тупое" "с", но и свистящее.

Если скорость выдыхаемой струи воздуха мала, то при огибании воздушной струей верхних резцов могут возникнуть дополнительные присвисты, иногда более интенсивные, чем сам звук "с" (по данным книги Фанта "Акустическая теория речеобразования".

М.,1964, с.239). На практике мы видим, что действительно при свистящем "с" выдыхаемая струя очень слабая и скорость движения воздуха крайне незначительная.

"Пропадающее" "с"

Недостаточное количество воздуха и отсутствие необходимой скорости воздушного потока, обеспечиваемые дыхательным аппаратом, могут не только исказить звук "с" (сделать его "тупым" или "свистящим"), но и привести к его исчезновению. Слушатель не будет воспринимать этот «полуживой звук», "с" не будет иметь необходимой слышимости из-за слабости, а также потому, что его могут заглушить более сильные соседние звуки, особенно гласные.

Исчезновение звука "с" чаще заметно во время публичных выступлений, когда резко возрастает сила гласных и не возрастает соответственно интенсивность согласных звуков (для этого необходим специальный тренаж).

Таким образом, приходам к выводу, что в потоке живой речи звук "с" будет восприниматься слушателями как верный, бездефектный только в том случае, если дыхательный аппарат задаст звукообразующей струе должную скорость и обеспечит звуку "с" необходимую протяженность.

Образование

Как будет правильно: «весит» или «висит»?

17 августа 2014

О том, как пишется — «висит» или «весит», знает далеко не каждый. В связи с этим данную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

«Весит» или «висит»? Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, следует знать не одно правило русского языка. Ведь оба слова могут писаться так, как представлены в данном случае. Однако для постановки буквы «и» или «е» необходимо внимательно прочитать предложение или словосочетание, в котором имеется данное слово.

«Весит» или «висит»?

Для того чтобы понять, как пишется это слово, необходимо привести примеры, в которых оно используется:

  1. «Сколько весит сахар?»
  2. «На чем висит картина?»

Как видите, оба выражения могут быть использованы и в той, и в другой форме. Именно поэтому для начала следует вникнуть в контекст, а уже после этого делать определенные выводы.

Видео по теме

Имя существительное

Чем отличаются представленные слова и в каких именно словосочетаниях их можно применять?

В первом примере («Сколько весит сахар?») данный глагол происходит от имени существительного «вес». Другими словами, его необходимо использовать в тех предложениях, где требуется соответствующее значение.

Вес – это определенная сила, с которой какое-либо тело действует на горизонтальную опору или подвес, что препятствует его свободному падению, и покоряется силе тяжести.

Итак, приведем несколько примеров, где данное слово используется в необходимом нам значении:

  • «Весит сахарный песок ровно один килограмм».
  • «Необходимо взвесить человека и записать полученные данные в журнал».
  • «Я пойду взвешусь, так как чувствую, что располнела».
  • «Эта компьютерная игра весит больше пяти гигабайт».
  • «Дайте мне, пожалуйста, три яблока, но прежде взвесьте их» и проч.

Особенности слов «весит» и «висит»

Но как правильно: «весит» или «висит»? Если данное слово подразумевает вес чего-либо или кого-либо, то требуется использовать первый вариант. Однако чаще всего вопрос, касающийся правильного написания, возникает во втором случае. Ведь именно в этом слове гласная в корне находится в безударном положении. Соответственно, написание вызывает сомнение едва ли не у каждого человека.

Глагол

«Весит» или «висит»? Как было сказано выше, несмотря на то что представленные слова одинаковы по своему звучанию, они совершенно разные не только по значению, но и по написанию.

Таким образом, в примере «На чем висит картина?» вышеупомянутое выражение образовано не от имени существительного, как в предыдущем варианте, а от глагола «висеть». Именно поэтому данное слово следует проверять, используя простое правило русского языка, которое мы рассмотрим далее.

Правило правописания безударных гласных в корне у глаголов

Как правильно: «висит» или «весит»? Как мы выяснили выше, два этих слова имеют полное право на существование, однако употребляются они в совершенно разных контекстах. И если глагол «весит» образован от имени существительного «вес», то слово «висит» (в настоящем времени) возникло от неопределенной формы глагола «висеть». Другими словами, данное выражение обозначает буквально следующее: находиться над полом или землей, то есть удерживаться сверху или сбоку и при этом не иметь никакой опоры снизу. Приведем несколько соответствующих примеров, благодаря которым станет более понятно, в каких случаях можно использовать представленный глагол:

  • «По обе стороны окна висят 2 большие картины».
  • «Висит на дереве веревка, которая раскачивается от ветра».
  • «Висит груша, но ее нельзя скушать».
  • «На стене висит картина известного художника, которая буквально завораживает».
  • «Он висит на турнике уже несколько минут».
  • «Висит на ветке спелое и, наверное, очень вкусное и сладкое яблоко» и проч.

Следует особо отметить, что если в предыдущем слове «весит» ударение падает прямо на букву «е», что, собственно, и развеивает все сомнения по поводу ее написания, то в глаголе «висит» ударным является второй слог. Именно поэтому при его использовании в тексте практически у каждого возникает вопрос о том, какую букву следует ставить в первом слоге. Для ответа на него необходимо применить наипростейшее правило русского языка, которое уже было упомянуто выше.

Итак, если вы сомневаетесь в том, какую букву необходимо писать в безударном корне, то вам необходимо подобрать подходящее проверочное слово. При этом оно должно быть максимально приближенным по значению к проверяемому и иметь аналогичный корень (допускается чередование). Для выражения «висит» проверочным будет глагол «виснуть». Как видите, в указанном слове ударение падает прямо на сомнительную букву «и». Соответственно, правильным будет написание: висит картина, висит груша, висит яблоко и проч.

Подведем итоги

В том, чтобы проверить те или иные слова и определить правильную букву для их написания, нет ничего сложного. Однако для этого требуется уточнить, не имеет ли данное выражение какого-либо другого значения, которое непосредственным образом влияет на его орфографию.

Образование
Как будет правильно: профессоры или профессора?

Профессоры или профессора? Вы не знаете ответ на поставленный вопрос? Найти его можно в представленной статье.

Свистнуть или свиснуть?

Образование
Как будет правильно: ошибся или ошибался?

Как следует правильно говорить и писать: «ошибся» или «ошибался»? Ответить на поставленный вопрос вам поможет представленная статья.

Образование
Как будет правильно: девяноста или девяносто?

Как пишется: девяносто или девяноста? Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы дадим в представленной статье. Кроме того, мы расскажем вам о том, как пишутся числительные в том или ином случае.

Образование
Как будет правильно: обидеться или обидиться?

Как следует правильно писать: обидеться или обидиться? Ответ на этот вопрос вы можете узнать из представленной статьи.

Образование
«Извини» или «извени» — как будет правильно?

«Извини» или «извени» — как правильно писать это слово? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье.

Образование
Как пишется правильно: окончить или закончить?

Многие правила русского языка вызывают затруднение даже у его носителей, не говоря уже об иностранцах. Как правильно пишется: окончить или закончить? Являются ли эти два глагола взаимозаменяемыми, существует ли между …

Образование
Как писать правильно: кобель или кабель?

Как правильно писать: кобель или кабель, в каких случаях употреблять эти слова?Можно улыбнуться, услышав эти вопросы, или удивиться: «Как можно такое спрашивать? Слова же разные по значению?» Не знаю…

Образование
Как писать правильно — выиграть или выйграть?

Правильное написание на письме — залог ясного и понятного изложения мыслей, это самый лучший способ донести читателю или оппоненту свои суждения. Необходимо уметь писать грамотно и без ошибок. Есть ряд слов, написание…

Дом и семья
Как завязать правильно парео для пляжа или вечеринки?

К пляжному сезону любая модница готовится тщательно и вдохновенно. Нужно подобрать купальник, который наиболее выгодно подчеркнет достоинства фигуры, и разнообразные аксессуары к нему. Незаменимо на пляже парео &ndash…

Дом и семья
Листовые Панели, Или Как Сделать Правильный Выбор?

Листовые панели служат для отделки помещений, и относятся к отделочным материалам высокого класса. Применение панелей в дизайне интерьера на данный момент стало модной тенденцией современности.  Они изготавливаю…

Свиснуть или свистнуть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *