ветер

в`етер, в`етра, предл. на ветр`у, мн. -ы, -ов и -`а, -`ов

ВЕТЕР, в’етер, ветра (ветру), о ветре, на ветру, мн. ч. -ы, -ов и -’а, -’ов, м. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Скорость ветра. Сильный, лёгкий в. Попутный в. Стоять на ветру (там, где дует ~). По ветру или по ветру развеять что-н. Каким ветром занесло? (перен.: то же, что какими судьбами?). Держать нос по ветру (перен.: приспосабливаться к обстоятельствам; разг. неодобр.). Ищи ветра в поле (о бесполезных поисках исчезнувшего). Откуда (куда) в. дует (также перен.: беспринципно применяясь к обстоятельствам, к чужим мнениям, взглядам; разг.). В. перемен (перен.: о свежих, новых веяниях в общественной жизни; книжн.).
• Бросать слова на ~ говорить что-н. безответственно, не подумав.
Бросать деньги на ~ безрассудно тратить.
Ветер в голове у кого о пустом, легкомысленном человеке.
До ветру (выйти, пойти) (прост.) по естественной надобности.
На семи ветрах в месте, открытом всем ветрам.
Подбитый ветром 1) о легкомысленном, пустом человеке (разг.); 2) о слишком лёгкой, не по сезону, верхней одежде (шутл.).
уменьш. ~ок, -рка, м. С ~ком (о езде: быстро).
прил. ветровой, -ая, -ое (спец.). Ветровая эрозия почвы. Ветровое стекло (переднее стекло автомобиля).

ВЕТЕР, ветр м. движение, течение, теча, ток, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, кавк. бора: шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветрища: средний, слабый, тихий ветер или ветерок, ветерочек, ветерец, влтришка; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый или голомянистый, ветер духами, арх.; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный, вондулук; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь или заверть, т. е. круговой. По направлению вообще, ветры именуются странами света, для чего овидь делится на 32 части, по осьми в четверти (см. компас, матка). На устьях рек, принято вообще два главных вида ветров: морской, моряна, нагон, назовой, и береговой, матерой, горыч, сухмень, сгон, выгон, верховой. Русский ветер, с Руси, арх. южный, сиб. западный. Ветер с Руси потянул. Русский ветер тепла принес. На Белом море называют ветры: сивер, север, С; лето, летний, летник, Ю; всток. В; запад, З; полуночник, заморозник или рекостав, СВ; обедник, ЮВ; глубник, голоменник, в Коле побережник. СЗ; шалоник в Мезени паужник, ЮЗ. Промежные страны или ветры называются там межниками, и обозначаются словами: стрик и меж, напр. в СВ четверти: север стрик севера к полуночнику, меж севера полуночник, стрик полуночника к северу, полуночник, стрик полуночника ко встоку, меж всток полуночник, стрик встока к полуночнику, всток. Ветры на Онеге: продольный или столбище, С; ребровский, Ю; всток, всточный, В; средний, З; галицкие ерши, ЮВ; шалоник, ЮЗ. На Ильмене: спверяк, С; зимняк, В; мокрик, З; подсеверяк, СВ; шалонак, ЮЗ (столбняк? меженец? озерник, от Старой русы? крестовый-запад, ЮЗ?); подсиверный-запад, СЗ. На Селигере: север, С; полуден, Ю; всток, В; запад, З; меженец, межник, СВ; зимняк, ЮВ; мокрик, ЮЗ; крестовый запад, СЗ. На Псковском озере: северик, С; полуденник, Ю; теплик, В; запад,. З; сточей (всточий), СВ; мокрик, ЮЗ. На Волге: хилок или сладимый, Ю; моряна, СВ; гнилой, ЮЗ; вешняк, ЮВ; горыч, нагорный, ЮЗ; луговой, СВ. На Каспийском море компас рыбаковфлотский, т. е. голландский. На Байкале: север или гора, С; полуденник, Ю; всток, В; култук, З; баргузин, СВ; горный, горыч, горыня, СЗ; глубник, ЮЗ; шелоник, ЮВ. На Дунае: полночь, С; полуденка, Ю; карасль, ЮЗ; обаза, В. В вологодск. белозер, С. По направлению ветра в паруса: фордак, фордевинд, прямой, в корму, байкал. обетонь; попутный: поветерь, бакштаг, полный; поперечный: поперечень, галфвинд, полветра, боковой, байкал. покачень, колышень; круче полветра: косой, бейдевинд, круть, крутой, астрах. рейковый, арх. покосной, беть, байкал. битезь; встречный; противень, противный, в лоб, лобач, лобовой. | Пирожное ветер, французский ветер, крем, битые сливки, иногда на яйцах. | *Ветер, говор. о человеке: ветрогон, ветреный, скорохват; непостоянный, непоседный, ненадежный, опрометчивый. Ветром подбитый, то же. Ветром делать что: ходить ветром, делать все как ни попало, опрометчиво. Ветер ходит в (по) комнате, дует, несет, сквозит. Как на ветер, попусту. Вей по ветру, а впротив (а всупротив) глаза запорошишь, с силою не спорь. Выше ветра головы не носи, не забывайся. С ветра пришло, на ветер и пошло. За ветром в поле не угоняешься Ведрами ветра не смеряешь. Спроси у ветра совета, не будет ли ответа? Кто ветром служит, тому дымом платят. Французский ветер, ветрогон. Откуда ветер подует, угодничает; куда подует, не стоек. Против ветра не надуешься. Не с ветра говорится то-то. Все пошло на ветер, промотался. Стрелять на ветер. Не верь ветру (коню) в море (в поле), а жене на воле (в доме). На ветер надеяться, без помола быть. От хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки дымом. Ветры дули, шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали, о пьянчуге. Не подуйте на нас холодным ветром, будь милосерд. На ветру хорошо блох ловить, смирны. Ветер взбесится, и с бобыльей избы крышу сорвет. Откуда ветер? С завтрака (или: с полдника, с обеда). Ветер шелоник по Онеге разбойник, юго-западный, опасный для судов. На Астафья (20 сентября) примечай ветер северный, к стуже; южный, к теплу; западный, к мокроте; восточный, к ведру. На Евлампия (10 октября), рога месяца кажут на ту сторону, откуда быть ветрам. Киргиз в степи — ветер!

ВЕТЕР м.

Как правильно пишется "Подули холодные ветры" "или ветра"

Движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

ВЕТЕР ветра, мн. ветры (ветра простореч.), ветров-ветров, м. 1. Движение потока воздуха. сильный ветер. Порывистый ветер. Слабый ветер. Западный ветер. Поднялся ветер. Дуновение ветра. Сквозной ветер. Попутный ветер. 2. только мн. Газы, образующиеся в желудке или кишках (спец.). Ветер в голове у кого (разг. пренебр.) — о пустом, легкомысленном человеке. Стоять на ветру (разг.) — где дует сильный ветер. Пойти до ветру (обл. простореч.) — для отправления естественной нужды. бросать слова на ветер — говорить что-н. необдуманно, без ответственности за свои слова. — Диктатура есть большое слово. А больших слов нельзя бросать на ветер. Ленин. Держать нос по ветру (разг. ирон.) — приноравливаться к господствующим вкусам. Подбитый ветром (разг. шутл.) — 1) ветреный, легкомысленный (о человеке); 2) без подкладки, холодный, плохой (о верхнем платье). Итти, куда ветер дует (разг. ирон.) — не иметь твердых убеждений, подчиняться в каждый данный момент господствующей идеологии, моде.

ветер, движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч, в узлах или приближённо в баллах по Бофорта шкале.

Недавно просмотрено:

ЯРУС > Теория > Грамматика > Морфология > Имя существительное > Число имени существительного

Число– это грамматическая категория, которая выражает у существительного количественные характеристики предметов. В современном русском языке категория числа основывается на противопоставлении единственного и множественного числа, в то время как в древнерусском языке эта категория была трёхчленной, поскольку включала ещё двойственное число.

Значение категории числа существительного во многих грамматиках понимается как обозначение количества предметов: один – более одного.

Ветры или ветра как правильно?

Категория числа имён существительных в современном русском языке своими формами – единственным и множественным числом – отражает количественную сторону предметов, противопоставляя единичность (ед.ч.) и множественность (мн.ч.), т.е. один предмет и множество предметов, начиная с двух, без какой-либо дальнейшей дифференциации: парта (одна) – парты (две и более), книга (одна) – книги (две и более) и т.д.

Значение числа выражается в существительном вместе со значением падежа. Формы единственного и множественного числа различаются системами флексий. Особых, специальных средств выражения форм единственного и множественного числа имён существительных в русском языке нет: формы числа выражаются вместе с формами падежа падежными окончаниями, которые в связи с этим делятся на падежные окончания единственного числа и падежные окончания множественного числа.

В формах единственного числа выбор флексии зависит от типа склонения, во множественном числе различие типов склонения проявляется лишь в части падежей, например:

им. п. дом дом-а,

род. п. дом-а – дом-ов ……….      

им. п. школ-а – школ-ы,

род. п. школ-ы – школ- ……….

им.п. окн-о – окн-а,

род. п. окн-а – окон- ………..

Противопоставление форм числа подкрепляется или дублируется также формами числа слов, зависимых от существительных и согласуемых с ними в числе, например:

нов-ый дом- нов-ые дом-а, нов-ого дом-а нов-ых дом-ов……..

австралийск-ий кенгуру – австралийск-ие кенгуру

Кроме того, формы числа могут различаться также и ударением (например: дом, дома и дома, домов; весло, весла и вёсла, вёсел) и структурой основы – наличием особых суффиксов (брат братья, сын сыновья, утёнок – утята), супплетивными основами (человек люди, ребёнок дети).  

Формы числа несклоняемых существительных, как и формы падежа и рода, внешне проявляются лишь в формах согласования, а само согласование идёт по смыслу: красивая авеню –красивые авеню, новое пальто – новые пальто, пожилой портье – пожилые портье и т.д.

С точки зрения возможности выражения количества все существительные делятся на четыре группы:

1)     существительные, имеющие соотносительные формы ед.ч. и мн.ч. без изменения семантики слова, т.е. такие, которые обозначают единичное количество предметов и их неединственное число (более одного предмета);

2)     существительные, имеющие соотносительные формы ед.ч. и мн.ч. с изменением семантики слова, т.е. такие, которые обозначают либо единственное число, либо сорта, разновидности каких-либо предметов;

3)     существительные, имеющие только одну форму числа единственного (singularia tantum);

4)     существительные, имеющие только одну форму числа множественного (pluralia tantum).

Наличие двух соотносительных форм числа с сохраняющейся во мн.ч. семантикой выделяет класс считаемых предметов. Такие существительные называют также считаемыми. К ним относятся конкретные, собственно предметные существительные, которые являются названиями конкретных предметов, например: компьютер – компьютеры, книга – книги, осина – осины, конь – кони, дама – дамы и т.п.

Формы числа считаемых существительных имеют несколько частных значений.

Форма ед.ч. обозначает один предмет (например: Студент филологического факультета много читает), или не несёт никакой информации о количестве предметов при родовом употреблении (Студент должен много читать).

Форма мн.ч. представляет количество предметов как неопределённое, но более одного. Она может обозначать класс предметов (например: Студентыне боятся трудностей), количество более одного (например: Студенты вошли в деканат), неопределённое множество предметов, которое в контексте может проясняться как равное одному (например: В группе появились новенькие очень серьёзный студент, перешедший в университет из другого вуза).

Некоторые существительные, не являющиеся конкретными, могут иметь соотносительные формы ед.ч. и мн.ч. с изменением семантики слова. Это происходит, как правило, с вещественными и отвлечёнными существительными, у которых развиваются конкретные значения. Так, соотносительные формы числа имеют отвлечённые существительные день – дни, ночь – ночи, огонь – огни, революция – революции, собрание – собрания, у которых мн.ч. число является результатом и показателем той или иной степени их конкретизации: огонь огни – это не собственно огонь, а очаги, точки огня; собрание собрания – это не отвлечённое действие по глаголу собирать, а общественное мероприятие, проводимое собравшимися вместе людьми и т.д.

Формы ед.ч. и мн.ч. с изменением семантики могут быть также у вещественных существительных, но мн.ч. в этом случае указывает не на множество отдельных предметов, а на разновидности, сорта веществ (например: масло масла, металл металлы, вода воды, крупа крупы и т.п.), на скопление, большие массы вещества (например: снег снега, песок пески), интенсивное и длительное проявление каких-либо явлений, процессов (например: мороз морозы, дождь дожди, ветер ветры). Вещественные и отвлечённые существительные, развивая конкретные значения, могут приобретать две формы числа: масло (вещество) и масло (сорта, разновидности вещества) – масла; движение (название действия) и движение (конкретное проявление действия) – движения; скорость (название признака) и скорость (конкретное проявление признака) – скорости.   

Существительные singularia tantum обозначают предмет в отвлечении от идеи счёта и, следовательно, от количества. К singularia tantum относятся:

1)      названия некоторых веществ (одна часть вещественных существительных; другая их часть имеет только мн.ч.): клубника, сахар, калий, молоко, золото, горох, зола, глина и т.д.;

2)     собирательные существительные: детвора, молодёжь, студенчество, листва, бельё и т.д.;

3)     названия отвлечённых явлений – действий, признаков: ходьба, дружба, героизм, храбрость, развитие, ширина, белизна, чернота, счастье и т.д.;

4)     некоторые имена собственные: Солнце, Европа, Поволжье, СНГ и т.д. Повторяющиеся собственные имена могут иметь форму мн.ч.: Петры, Анны и т.д., причём мн.ч. фамилий, как правило, указывает на семейство, род: Соловьёвы, Дуровы и т.д.

Существительные pluralia tantumмогут обозначать один предмет и более одного предмета, на что указывает обычно контекст (например: одни сани все сани, одни сутки много суток). К pluralia tantum относятся:  

1) названия некоторых конкретных предметов (обычно они состоят из двух симметричных или нескольких частей): ножницы, щипцы, тиски, плоскогубцы, пассатижи, сани, дровни, носилки, ворота, брюки, вилы, грабли, оковы;

2) предметы, характеризующиеся временной протяжённостью: каникулы, сутки;

3) названия некоторых веществ (другая часть вещественных существительных): опилки, отруби, помои, дрожжи, консервы, сливки, щи, макароны, белила, дрова и т.д.;

4) названия отвлечённых понятий (игр, событий, временных явлений, действий, состояний): бега, горелки, жмурки, прятки, выборы, дебаты, сумерки, сутки, именины, каникулы, хлопоты, поиски, проводы, побои и т.д.;

5) некоторые собственные имена: Альпы, Афины, Набережные Челны, Горки и т.д.

сгенерировано за 0.023656845092773 сек.

назад >на главную >наверх

Понятие ветра и его особенности 

Ветер — это движение воздуха, причем не просто движение, а его перемещение в горизонтальном направлении над земной поверхностью. Когда давление в разных очках земного шара различно, воздушные массы стремятся распределиться над земной поверхностью более равномерно и заполнить место там, где атмосфера не так плотна.

Само атмосферное давление представляет собой давление воздуха на земную поверхность путем притяжения воздушных масс к Земле. В данном случае действует гравитационная сила, которая и удерживает воздух около поверхности Земли, и позволяет людям и предметам плотно соприкасаться с землей, а не улетать в космос.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод: ветер движется не только горизонтально над поверхностью Земли, но еще и из области высокого атмосферного давления в область низкого.

Воздух нагревается крайне неравномерно, — отчасти этим и вызвано постоянное наличие ветров на планете.

Сильнее всего воздушные массы прогреваются на Экваторе — центральной широте Земли. Оттуда ветра распределяются уже по всей земной поверхности.

Сила и скорость ветра

Ветер нельзя увидеть, но его можно почувствовать, например его силу или скорость, с которой ветер сдувает с головы шапку или треплет листочки на деревьях. Не зря же иногда используется словесное выражение "ветер сбил с ног", означающее, что ветер был очень сильный.

Скорость ветра выражается в показателях «метр в секунду», «километр в час», а также его скорость может быть выражена по бальной шкале.

Существует так называемая шкала Бофорта — шкала с двенадцатью измерениями, разработанная Всемирной метеорологической организацией для измерения скорости ветра по создаваемому им волнению в открытых водных пространствах (чаще всего на море) и силе воздействия на наземные предметы.

При показателе шкалы Бофорта «0» скорость ветра достигает около 0—0,2 м/с и характеризуется безветрием. Листья деревьев не шевелятся.

При показателе шкалы Бофорта «4» ветер считается умеренным со скоростью 5,5—7,5 м/с. На земле сила такого ветра видна следующим образом: сильный воздушный поток поднимает пыль и мусор и катит их по дороге, а также приводит в движение ветви деревьев.

Шторм со скоростью ветра по шкале Бофорта наступает при цифре «9»: на земле начинают вырываться с корнем деревья и разрушаться покрытия крыш домов.

Разновидности ветра

Существуют несколько видов ветров как течений воздушных масс над гигантскими площадями: муссоны, пассаты, фён, бриз, бора.

Муссон – это ветер с четко установленными периодами активности. Воздушные массы под этим названием дуют с суши на море зимой, а летом – с моря на сушу. Ветер богат влагой. Его локализацию составляет в основном Азия.

Пассат – тип ветра, дующий между тропиками. Время его наблюдения – круглый год. По 12-балльной шкале этот ветер дует с силой 3-4 балла.

Бриз – теплый ветер с меньшей локализацией, чем, например муссон или пассат. Бриз в основном дует в ночное время суток с берега на море, днем с моря на берег.

Ветра или Ветры?

Направление может меняться несколько раз за сутки.

И, наконец, бора – представляет собой резкий ветер, отличающийся холодностью. Его локализация – горные цепи, с них он дует на долины. Ветер может развивать достаточно большую скорость (до 9 баллов) , но имеет непостоянную природу. 

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Температура воздуха: годовой ход температуры воздуха
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspВодяной пар и облака: виды и образование облаков

Поиск Лекций

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

У старших дошкольников с нарушениями речи

Подготовила учитель-логопед Богданова Н.Ю.

ТЕМА «ОСЕНЬ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица,

дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок,

листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много»

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная, … сыро — сырая, … хмуро — хмурая, … солнечно — солнечная, … ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу)

Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

«Ответь на вопросы».

Что делает? (Дует.) -Что сделает? (Подует.) Ветер Что делал? (Дул.)

Что будет делать? (Будет дуть.)

Игра повторяется со словами дождь, трава, листья и др.

Работа с деформированными предложениями.«Составь предложение».

Дует, осень, ветер, холодный. Желтеют, на, листья, деревья.

Ветра или ветры? Как правильно?

Земля, трава, на, увядает. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь.

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.«Угадай слово». Окончания глаголов выделяются голосом.

Ветер дует, а ветры… Цветок увядает, а цветы…

Птица улетает, а птицы… Холод наступает, а холода… Лист желтеет, а листья… Урожай созревает, а урожаи… Дождь моросит, а дожди… Лист падает, а листья… Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная, … холодная — жаркая,… хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты (во что?) —…; школьники идут с портфелями (куда?) —…;

листья на деревьях стали (какими?) —…; цветы на клумбах (что сделали?) —…;

птицы улетают (куда?) — …; звери делают на зиму (что?) —…;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) —….

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительныхс уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка, шея — шейка, жаворонок — жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»

Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь — гусенок — гусята.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей -…, стая уток- ……. грачей — ……. соловьев -….

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц,

стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов,

жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов,

трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей,

гусь — гуси — гусей, утка — утки — уток,

селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки — ласточек,

соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей,

кукушка — кукушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд,

яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Лексический строй речи

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Бывает, выглянешь за окно, а там деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть лёгким и тёплым, а может быть сильным и холодным. А во многих сказках его даже называет могучим. Откуда же в нём столько силы? Почему дует ветер?

Наверняка вы не раз чувствовали, как дует ветер. Огромные потоки воздуха передвигаются с места на место вокруг нашей планеты. А что такое воздух? Это смесь газов, частички которых свободно летают в пространстве. В воздухе нет никаких стенок или границ. Однако где-то он теплее, где-то прохладнее, где-то частичек больше, где-то меньше – но он стремится стать везде одинаковым. И это движение воздуха, его стремление перемешаться – и есть ветер.

Почему дует ветер? Подойди к  двери (например, ведущей на застеклённый балкон) и попробуй определить, куда дует ветер вверху дверного проёма (выше) и около пола (ниже). Для этого можно поставить две свечи, внизу и вверху, и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится? Вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это тёплый воздух. Он легче и, поднимаясь, выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и занимает освободившееся от теплого воздуха место. Именно так получается и ветер в природе.

Солнечные лучи в течение дня пронизывают воздушную оболочку Земли. Часть из них достигает поверхности – они нагревают почву, камни и скалы, воду морей и океанов. А те отдают это тепло окружающему воздуху, и воздушная оболочка, окутывающая нашу планету – атмосфера – нагревается. Именно из-за солнца ветра на нашей планете не могут утихнуть. 

Но в течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем море. Воздух, находящийся над землёй, поднимается вверх, а холодный ветер с моря занимает его место. Ночью наоборот — земля остывает, вода же остается тёплой. Тёплый воздух, находящийся над водой, поднимается вверх, и бриз уже дует с берега, занимая его.

То же самое происходит и в огромных масштабах на поверхности всей планеты. На Земле самым тёплым местом является экватор. Поэтому в этой полосе тёплый воздух постоянно поднимается вверх.

Проверка слова: ?етер

Он направляется в сторону полюсов, на Север и Юг. Затем, на определенных широтах, он опускается вниз и продолжает своё движение, но уже в двух направлениях – к полюсам и обратно к экватору.

Ещё одна сила, действующая на поток воздуха – это вращение Земли. Из-за него все ветры в Северном полушарии сдвигаются вправо, в Южном полушарии – влево.

Если бы солнце, земля и океаны оставили воздух в покое, то через некоторое время он всюду стал бы одинаковой температуры и влажности, а ветры затихли бы навсегда.

Знаете ли вы, что…

Самое ветреное место в мире – это порт Мартин. Находится он в Антарктиде. Здесь расположен так называемый полюс ветров. В течение года в Антарктиде бывает 340 бурных дней со средней скоростью ветра около 20 метров в секунду.

История человека тесно связана с ветром: именно он приводил в движение парусные корабли, лопасти мельниц, которые преобразовывали его энергию в механическую.

Самый быстрый ветер рождается внутри воронки торнадо. Его скорость достигает 480 километров в час.

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Когда дует холодный ветер

Когда вместе с моими издателем и редактором мы приезжаем в московскую гостиницу, у входа меня поджидает молодая женщина. Она подходит и решительно здоровается со мной за руку.

– Мне нужно с вами поговорить. Я специально приехала ради этого из Екатеринбурга.

Я устал. Так как прямого рейса не было, мне пришлось встать раньше обычного и сделать пересадку в Париже. Я пытался дремать в самолете, но всякий раз, засыпая, попадал в один и тот же неприятный, надоедливый сон.

Мой издатель говорит девушке, что автограф-сессия состоится завтра, к тому же через три дня мы будем в Екатеринбурге: это будет наша первая остановка в пути. Я протягиваю руку для прощального пожатия и удивляюсь, какие у девушки холодные пальцы.

– Почему вы не стали ждать меня в отеле?

На самом деле мне хотелось спросить, откуда она узнала, где я остановился. Хотя это, вероятно, было не так уж сложно: со мной подобные вещи уже случались.

– Я накануне прочла ваш блог и поняла, что вы обращаетесь прямо ко мне.

Я вел путевые заметки в своем блоге в интернете. Это был своего рода эксперимент, я не придерживался хронологии, и теперь мне трудно было догадаться, какую из моих записей она имеет в виду.

Как правильно: ветра веят, или ветра веют?

Как бы то ни было, я никак не мог обращаться в них к человеку, которого вижу теперь впервые в жизни.

Незнакомка протягивает мне листок бумаги, распечатку моей заметки. Я знаю эту историю наизусть, хоть и не помню, где ее впервые услышал: человек по имени Али, которому очень нужны деньги, просит о помощи хозяина лавки. Тот предлагает ему сделку: если проведешь ночь на вершине горы – получишь много денег, не сдюжишь – придется работать на меня бесплатно. Далее притча гласит:

Когда Али выходил из лавки, подул ледяной ветер. Приунывший Али отправился к своему другу Айдыну и рассказал ему о том, каким он был ослом, когда принял условия торговца.Немного поразмыслив, Айдын сказал: «Не огорчайся, я тебе помогу. Сегодня вечером, когда поднимешься на гору, посмотри прямо вперед. Я всю ночь буду жечь костер на вершине горы напротив. Смотри на огонь и думай о нашей дружбе; это тебя согреет, и ты точно продержишься. А когда придет время, ты отплатишь мне за услугу».Али выиграл в споре, получил деньги и отправился к Айдыну: «Ты сказал, что хочешь, чтобы я отплатил тебе за твою помощь».Айдын ответил: «Да, это так, но деньги мне не нужны. Пообещай, что, когда в моей жизни подует холодный ветер, ты разожжешь для меня костер дружбы».

Я благодарю девушку за интерес к тому, что я делаю, и объясняю, что очень занят, но если она придет на автограф-сессию, которая будет проходить в книжном магазине, я буду счастлив подписать ей одну из моих книг.

– Я не за тем приехала. Я знаю о том, что вы собираетесь проехать через всю Россию, и хочу попросить вас взять меня с собой. Когда я читала вашу первую книгу, мне был голос. Он сказал, что вы зажгли для меня священный огонь и что настанет день, когда я должна буду отплатить вам тем же. Я думала об этом ночи напролет и даже собиралась лететь в Бразилию, чтобы разыскать вас. Я знаю, что вам нужна помощь, поэтому я здесь.

Мои спутники смеются. Я очень вежливо прощаюсь с девушкой до завтра. Издатель объясняет ей, что меня ждут, и я хватаюсь за это как за соломинку.

– Меня зовут Хиляль, – говорит девушка прежде чем уйти.

Спустя десять минут я сижу у себя в номере. Я уже забыл о странной девушке, что подошла ко мне у входа в гостиницу. Я не помню, как ее зовут, и едва ли узнаю, если снова увижу. И все же на душе у меня неспокойно: в ее глазах я увидел любовь и смерть.

Я сбрасываю одежду и встаю под душ. Вот один из самых любимых моих ритуалов.

Запрокидываю голову и слушаю мерный шум воды, который отгораживает меня от всего, переносит в другой мир. Словно дирижер, способный уловить голос каждого инструмента в оркестре, я различаю отдельные звуки, которые постепенно складываются в слова. Я не понимаю их значения, но знаю: этот язык существует.

Усталость, тревога, растерянность человека, очутившегося так далеко от дома, отступают. С каждым днем я все больше убеждаюсь в том, что моя поездка принесет свои плоды. Ж. прав, предостерегая меня против медленного отравления ядом рутины: душ делает кожу чистой, еда питает наше тело, а долгие одинокие прогулки укрепляют сердце, – не более того.

Теперь моя жизнь меняется; неспешно, исподволь, но меняется. За трапезой я наслаждаюсь беседой с друзьями; во время прогулки медитирую, погружаясь в настоящее; а звуки падающей воды очищают мой слух от суетных мыслей, и такие простые вещи способны приблизить нас к Господу, если мы научимся оценивать каждый жест, как он того заслуживает.

Когда Ж. сказал, что мне пора проститься с налаженной жизнью и пуститься на поиски своего царства, я чувствовал себя растерянным, подавленным, оставленным. Я нуждался в каком-то готовом решении или ответе на свои сомнения, в чем-то таком, что утешит меня и поможет вновь обрести душевный покой. Те, кому доводилось отправляться на поиски своего царства, знают, что вместо царства они обретут лишь новые вызовы, бесконечное ожидание, внезапные перемены, или, что еще хуже, – совсем ничего.

Нет, я преувеличиваю. Если ты чего-то ищешь, это что-то ищет тебя.

Как бы то ни было, надо быть готовым ко всему. А потому я принимаю решение, которое должен был принять: даже если эта поездка не даст мне совсем ничего, я буду продолжать свои поиски, потому что еще в лондонском отеле понял, что, хотя мои корни уже разрослись, моя душа медленно умирает от чего-то такого, что очень трудно определить, но от чего еще труднее исцелиться.

От рутины.

Рутина и повторение – не одно и то же. Для того чтобы достичь в чем-то совершенства, необходимо практиковаться и повторять, повторять, повторять, пока техника не станет такой же естественной, как дыхание. Это я понял еще ребенком, в маленьком городке в бразильской глубинке, где моя семья проводила лето. Больше всего меня впечатляла работа кузнеца, который жил по соседству. Я мог сидеть, замерев, целую вечность, глядя, как тяжелый молот поднимается и ударяет по куску раскаленного железа, разбрасывая вокруг фейерверк красных искр. Как-то кузнец спросил меня:

– Ты, верно, думаешь, я все время делаю одно и то же?

– Да.

– А вот и нет. У каждого удара своя мощь: иной раз я бью по металлу со всей силы, а иногда едва его касаюсь. Но прежде чем я этому научился, мне много лет подряд приходилось повторять одно и то же, пока не наступил момент, когда мне уже не нужно было думать о том, что делаю, – моя рука вела меня сама.

Эти слова врезались мне в память.

Ветра или ветры как правильно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *