МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Марийский государственный технический университет

кафедра физического воспитания

РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА

на тему

«Внеучебное время и здоровье»

Выполнила: ст. гр. РТФ УИТС-31

Веденькина В.И.

Проверил: к.п.н., профессор

Соколов В.Г.

Йошкар-Ола

2010г.

I Реферат

Введение…………………………………………………………………………….4

  1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………6

  2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие………………………………………………….8

2.1 Учебный день………………………………………………………………….8

2.2 Учебная неделя………………………………………………………………10

2.3 Учебный семестр и учебный год……………………………………………11

3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие………………………………………………………12

4. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика………………..14

4.1 Костно-суставная паталогия…………………………………………………14

4.2 Патология органов зрения…………………………………………………….14

4.3 Умственно-эмоциональное перенапряжение………………………………15

4.4 Сон и психическое здоровье…………………………………………………16

4.5 Гипокинезия и гиподинамия………………………………………………..17

5. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса…………………..18

5.1 Использование физических упражнений как средство активного отдыха18

5.2 «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов…………………………………………………………………………19

5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности………………………………………………….21

  1. Спорт в свободное время……………………………………………………..23

6.1 Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений…………………………………………………………23

6.1.1 Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции не­достатков физического развития и телосложения…………………………………………25

      1. Коррекция недостатков физического развития и телосложения………26

      2. Повышение функциональных возможностей организма………………27

      3. Выбор видов спорта и систем физических упражнений для ак­тивного отдыха………………………………………………………………………28

      4. Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками…………………………………………………………………..29

      5. Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов…………………………………………………………………30

      Заключение……………………………………………………………………………………………….32

      Список литературы……………………………………………………………………………………35

      II Анкета………….………………………………………………………………..36

      Результаты опроса………………………………………………………….42

      III Анализ опроса………………………………………………………………….47

      Введение

      Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.

      Как правильно пишется слово – «во время» или «вовремя»: слитно или раздельно?

      Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

      Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

      Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.

      Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

      1. противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

      2. между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

      3. между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ

      Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

      1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов

      Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.

      Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.

      К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

      1. Резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом

      2. Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива

      3. Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».

      4. Сопутствующее поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

      Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

      На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

      Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.

      Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период 0 один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственности с элементом напряженности.

      Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

      2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие

      Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

      Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

      Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кокретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

      Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

      2.1 Учебный день

      Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

      Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

      Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

      В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

      В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

      Страницы: следующая →

      123456Смотреть все

      Похожие страницы:

      Вовремя или во время

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *